Эксперт: цены на газ для Грузии остались приемлемыми

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Цены на газ для Грузии - это результат конкретных условий, переговоров двух сторон. Все исходит из возможностей той или иной страны и задач, которые ставятся правительством России. Если брать, например, Украину, то Россия ведет очень жесткий торг в обмен на возможность получить контроль над украинской газотранспортной системой в рамках газопроводного консорциума, - заявил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" руководитель аналитического отдела Центра политических технологий Алексей Макаркин. - При предыдущем президенте Украины он был уже утвержден. После "оранжевой революции" эта идея заглохла. В общем, мы сейчас рвемся на Украину с этой конкретной задачей".

"Что касается Грузии, то речь идет об увеличении тарифов до 110 долларов за тысячу кубометров газа в отличие от 63 долларов, которые она платит сейчас. Это, я думаю, тот вариант, который Грузия реально способна выдержать. Тем более, что сейчас идут дополнительные параметры торга. И если с Украиной есть проблемы создания консорциума, то с Грузией это чисто экономический вопрос", - подчеркнул Макаркин.

Напомним, что сегодня появились сообщения, что "Газпром" хочет купить газотранспортную систему Грузии либо создать совместное грузино-российское предприятие, но при этом газотранспортная система должна быть не в управлении этого предприятия, а в его собственности. Об этом, как пишет газета GZT.ru, сообщил зампред правления "Газпрома" Александр Рязанов на брифинге в Тбилиси после завершения встречи с премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели. По словам Рязанова, "мы хотели бы вернуться к теме приобретения газотранспортной системы Грузии - это газопроводы высокого давления, или, по крайней мере, газопровода, который проходит через Грузию на Армению". "Сегодня мы передали грузинской стороне свои предложения по этому вопросу и договорились вернуться к нему в первом квартале 2006 г", - подчеркнул он.

Премьер-министр Грузии, в свою очередь, сообщил, что в конце ноября в ходе его пребывания в Москве он предложил руководству "Газпрома" "создать СП для эксплуатации газотранспортной системы Грузии и транзита российского газа в Армению, а также осуществления совместных инвестиций в газотранспортную систему Грузии". Он отметил, что "грузинская сторона пока еще не сформулировала свою позицию по сегодняшнему предложению "Газпрома", но готова рассмотреть это предложение".

Как сообщают РИА "Новости", Грузия и Россия в первом квартале 2006 года продолжат переговоры о заключении долгосрочного контракта на поставку природного газа в Грузию. По сведениям ИТАР-ТАСС, Газпром предложил Грузии заключить газовый контракт на срок от 10 лет, и переговоры запланированы на январь-март 2006 года. "В первом квартале 2006 года мы вернемся к обсуждению долгосрочного контракта на транзит газа через территорию Грузии в Армению и на поставки в Грузию по формуле цены, когда цена бы диктовалась в зависимости от рыночных отношений", - сказал Рязанов.

"Наверное, это в данной ситуации можно было предложить, и в связи с этим "Газпром" не проявляет особой активности. Понятно, что США были очень против такого варианта, понятно, что в Грузии также многие против. Но возможно какое-то продвижение в этом направлении все-таки имеется, - комментирует эти сообщения Алексей Макаркин. - Другое дело - если соглашения по газопроводу в Грузии не будут достигнуты, не будут реализованы, то в этом случае, я думаю, возможен следующий этап переговоров и увеличение требований России. То есть в этих соглашениях мы исходим из того, что теоретически Грузия может пойти России на встречу, и мы не предъявляем к ней слишком резкие требования".

По мнению Макаркина, "Россия, видимо, считает, что при умеренных требованиях Украина никогда не пойдет на вариант по консорциуму выгодному для нас".

"С отношением грузинских властей к российским военнослужащим и миротворцам есть проблемы. Но по Украине, я думаю, что в первую очередь есть политическое решение, а по Грузии пока идут переговоры на уровне "Газпрома". То есть по Украине это уже вопросы большой политики, вопросы решаются на самом высоком уровне. А по Грузии, видимо, политическая привязка отсутствует, у нас реально рассчитывают на переход под свой контроль этого газопровода, - считает руководитель аналитического отдела Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Но если это не получится, если Грузия в этом вопросе не пойдет навстречу России, то позиция может быть переведена в политическое русло, и может быть ужесточена. Мы пока не давали обязательств эту цену устанавливать навсегда".

Автор: