В Ростовской области отрицают шовинистическую направленность оперы "Цыган"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Опера «Цыган» ростовского композитора Леонида Клиничева доказывает истинную любовь автора к народам, населяющим Дон. Об этом заявила корреспонденту «Кавказского узла» музыковед, член правления Ростовского отделения Союза композиторов России, доцент Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова Наталья Мещерякова.

На все возникающие вопросы, считает Наталья Алексеевна, дает ответы музыка. Бережность и восторженность, с которой автор преподносит цыганские мелодии в своей опере, напоминает использование Бородиным восточного фольклора в опере «Князь Игорь». Если следовать параллелям, то обвинения в ксенофобии автору оперы «Цыган» сродни такому же обвинению в антицыганских настроениях Жоржа Бизе и Мопассана с их далеко не идеальной цыганской Кармен или обвинению в антипольской пропаганде Михаила Глинки (опера «Жизнь за царя»). Автор, считает Наталья Мещерякова, показывает в опере «Цыган» духовное единение людей разных национальностей. Цыган Будулай выведен им в качестве лирического героя во всей красоте человеческих чувств.

С Натальей Мещеряковой согласен член Союза российских писателей, поэт Николай Скребов, который хорошо знаком как с автором повести «Цыган» Анатолием Калининым, так и с композитором Леонидом Клиничевым. По его словам, нет никакого криминала в перенесении сюжета повести, опубликованной впервые в начале 1960-х годов, в наши дни. Тем более, что это перенос согласован с автором повести. Но ведь никто же не предъявлял претензий к Анатолию Калинину в антицыганских настроениях. А он, тем не менее, показал, как одна из цыганок - Тамила — перепродает консервные крышки, бывшие в те времена большим дефицитом. Так получилось при постановке оперы, что сцены, где станичники протестуют против наркотиков, которыми торгуют мальчишки-цыганята, оказались очень яркими. Но это не дает право, считает Николай Скребов, обвинять и постановщиков, и автора оперы в ксенофобии.

В комитете по связям с политическими партиями, общественными организациями и национальным отношениям администрации Ростовской области корреспонденту «Кавказского узла» заявили, что знакомы с Павлом Лиманским, распространяющим в средствах массовой информации протесты против оперы «Цыган». Это не первая его попытка обратить внимание европейских правозащитных организаций на якобы тяжелую жизнь ростовских цыган. Целью таких действий, считают в комитете, является привлечение финансовых средств. Претензии Павла Михайловича Лиманского на представление интересов всех ростовских цыган необоснованны. В области существует еще одна общественная организация цыган «Рома и мир», члены которой в свое время попросили Лиманского не выступать от их имени. Как правило, заявления Павла Михайловича Лиманского об антицыганских настроениях где-либо носят декларативный и демагогический характер и фактами не подтверждаются.

Автор: