"Рязанские учения" повторяются в Назрани?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Со второй половины августа 2005 г. на территории Ингушетии участились случаи подрывов фугасов и мин, нападений на милиционеров и представителей органов власти. Ввполне очевидно стремление организаторов террористических актов дестабилизировать ситуацию в этой республике. На этом фоне вызывает недоумение событие, произошедшее 15 сентября 2005 года в г.Назрань. Очевидцы, опрошенные сотрудниками ПЦ "Мемориал", сообщили факты, которые вызывают в памяти скандально известные "учения", проведенные ФСБ осенью 1999 г. в Рязани.

15 августа, примерно в 13:00 в г.Назрань на ул. Гейрбек-Хаджи прогремел взрыв. В тот момент по улице проезжал служебный автомобиль начальника Назрановского ГОВД Джабраила Костоева. В результате взрыва осколочные ранения получили Костоев и его водитель Р.Евлоев.

22 августа в 15:30 на той же улице в г.Назрань был снова подорван фугас. Взрыв прогремел в тот момент, когда по улице проезжал микроавтобус, принадлежащий МВД РИ. В результате взрыва погиб случайно оказавшийся рядом житель с. Насыр-Корт Имагожев Хамзат, около 48 лет, который на своей легковой машине ехал вслед за микроавтобусом. Два сотрудника милиции, находившиеся в микроавтобусе, получили ранения различной степени тяжести.

В тот же день, 22 августа, согласно официальным сообщениям, в г.Назрань сотрудниками мобильного отряда МВД РФ и сотрудниками УФСБ по РИ в подвальном помещение гостиницы "Магас", расположенной на дороге ведущей из Назрани в г.Магас (рядом с федеральной трассой "Кавказ") было обнаружено мощное самодельное радиоуправляемое взрывное устройство. Следует отметить так же, что рядом с гостиницей в непосредственной близости расположена заправочная станция "Империал" и в случае взрыва, по утверждению сотрудников МВД, это могло бы привести к большим человеческим жертвам и разрушениям.

25 августа, примерно в 14:10 в г.Назрань на ул.Победы, на пути следования кортежа Председателя правительства Ингушетии Ибрагима Мальсагова, сработало два взрывных устройства. Первым взрывом была повреждена машина сопровождения, следовавшая вслед за "Мерседесом", в которой находился Мальсагов. При этом погиб сотрудник охраны Амир Цечоев. После этого "Мерседес" и другая машина сопровождения остановились. Мальсагов и охранники вышли из машин. В этот момент сработало второе взрывное устройство. Председатель правительства и его водитель Мустафа Эсиев (Исиев) получили осколочные ранения. Раненые были доставлены в Республиканскую больницу, где им оказали необходимую медицинскую помощь.  

По предварительным экспертным оценкам мощность обоих взрывных устройств составляла примерно равно 2-3 кг в тротиловом эквиваленте. Заложены они были на расстояние примерно 50 метров друг от друга и приведены в действие с помощью радиостанции "Kenwood".

6 сентября около 7:00 недалеко от с. Гази-Юрт Назрановского района рядом с кафе "Тушоли" неизвестными была взорвана мачта антенны оператора сотовой связи "Мегафон". Антенне нанесены значительные повреждения. На место взрыва прибыли сотрудники милиции и работники компании "Мегафон". Во время проведения следственных работ на месте происшествия, примерно в 11:00 рядом раздался второй взрыв. Второе взрывное устройство было заложено на обочине дороги. В результате обоих взрывов никто не пострадал.

7 сентября, по сообщению сайта ingushetiya.ru, в Назрани обнаружено взрывное устройство. Пресс-служба МВД Ингушетии сообщила, что около 7 часов утра около железнодорожного переезда на улице Чеченская было обнаружено самодельное взрывное устройство мощностью 20 кг в тротиловом эквиваленте. "Взрывное устройство было помещено в металлический ящик и начинено металлическими поражающим элементами, болтами и гайками, а сверху залито строительной пеной", - сказал представитель пресс-службы. Кроме того, по его словам, устройство было соединено проводами с аккумулятором и радиостанцией Kenwood, помещенной в пластиковую бутылку.

10 сентября, по сообщению сайта ingushetiya.ru, в 8:35 в г.Малгобек в 400-х метрах от здания РОВД на ул.Промышленная раздался взрыв. Через 10 минут недалеко от места первого взрыва сработало второе взрывное устройство.

В результате первого взрыва были контужены два сотрудника Малгобекского РОВД, пешком направлявшихся на работу. На место взрыва выехали десятки милиционеров. Один из прибывших офицеров милиции заподозрил что-то неладное и дал приказ всем отойти подальше. Милиционеры с неохотой отошли в сторону, подчиняясь приказу офицера. Вскоре раздался второй взрыв, которым были причинены ранения милиционеру Цокиеву и повреждены несколько автомобилей. Если бы не приказ офицера, то в результате второго взрыва могли быть погибшие и тяжело раненые.

Следствие установило, что первое взрывное устройство, мощность которого составляла примерно 1,5 кг в тротиловом эквиваленте, не содержало поражающих элементов. Второе же устройство, мощностью около 2 кг в тротиловом эквиваленте, было начинено кусками металла и рассчитано на приведение в действие, когда на месте происшествия соберутся сотрудники правоохранительных органов.

В тот же день, 10 сентября, по сообщению РИА "Новости", в районе административной границы Ингушетии и Северной Осетии на окраине ингушского хутора Гиреево была произведена попытка подрыва газопровода.

Как сообщили корреспонденту в правоохранительных органах Ингушетии, в результате подрыва газопровода никто не пострадал. "Так же не пострадал сам газопровод, хотя произошло три взрыва", - сообщил источник. По его информации, "судя по вмятинам на трубе, все три взрывных устройства имели одинаковую мощность. Поставки газа по газопроводу продолжаются в бесперебойном режиме".

11 сентября, по сообщению сайта ingushetiya.ru, около населенного пункта Али-Юрт Назрановского района, в ходе проведения в лесном массиве разведовательно-поисковых работ, осуществляемых военнослужащими одной из частей Минобороны, произошел взрыв. В результате получил ранения и госпитализирован военнослужащий по контракту.

В тот же день, 11 сентября, в селе Сурхахи Назрановского района была взорвана базовая станция оператора сотовой связи "Билайн", который только собирался начать коммерческую деятельность в Ингушетии.

14 сентября, около 11:20, на федеральной трассе "Кавказ" в Гамурзиевском муниципальном округе Назрани сработало взрывное устройство. Взрыв прогремел в тот момент, когда мимо места закладки взрывчатки проезжали две автомашины "УАЗ" с сотрудниками патрульно-постовой службы Сунженского РОВД. По данным МВД Ингушетии жертв среди сотрудников ППС и мирных жителей нет. Вторая машина получила незначительные повреждения.

Следует отметить и тот факт, что утром, примерно в 7:00, по словам очевидцев, данный участок трассы тщательно проверялся российскими военнослужащими - сапёрами.

16 сентября взрывные устройства сработали сразу в четырех местах. К счастью, пострадавших и разрушений не было.

Около 4:50, в г.Назрань на ул.Московская у пятиэтажного жилого дома № 31 раздался взрыв. Официальные источники сообщили, что здесь было заложено взрывное устройство яко бы мощностью от 3 до 5 кг в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва на обочине проезжей части образовалась воронка глубиной около полутора и диаметром около двух метров, жертв и разрушений не было, лишь вылетели окна во многих квартирах близлежащего дома. Расположенные неподалеку здания Назрановского районного суда и ГОВД г.Назрань никаких повреждений не получили.

Около 11:00 16 сентября в ст.Нестеровская Сунженского района во время прохождение военной колоны на обочине дороги сработало взрывное устройства. Пострадавших не было, незначительные повреждения получила военная машина.

Около 13:00 в с.Алхасты Сунженского района была взорвана мина в момент, когда мимо места закладки взрывчатки проезжало несколько машин с сотрудниками МВД РИ. Никто не пострадал.

В этот день, по сообщению РИА "Новости", на границе между Северной Осетией и Ингушетией был подорван порожний товарный железнодорожный состав. Тепловоз и два вагона сошли с рельсов. Пострадавших не было.

В ночь на 19 сентября в станице Орджоникидзевская Сунженского района в здание Сунженского районного суда была брошена граната, поврежден угол здания. Спустя полтора часа второй взрыв прогремел в 50 м от здания суда. Пострадавших не было.

В ночь на 20 сентября в станице Нестеровская Сунженского района был убит сотрудник ФСБ Гилани Амриев. Два человека в масках, одетые в камуфляжную форму, ворвались в дом, где проживал Гилани Амриев, и в упор расстреляли его из автоматического оружия.

20 сентября около 19 часов в г.Карабулак на дороге, ведущей в ресторан "Золотой дворец", из гранатометов и автоматов была обстреляна машина с сотрудниками МВД Ингушетии. В результате обстрела погибли трое милиционеров и один получил тяжелые ранения.

В свете вышеизложенного недоумение вызывают события, произошедшие в г.Назрань на улице Московская 15 сентября, за сутки до того, как там прогремел взрыв.

Примерно в 5:30 жители домов №№ 31 и 23 по улице Московская в г.Назрань, которые не спали после совершенного ими утреннего намаза, заметили подозрительного человека, закапывающего какой то предмет под бетонную плиту, лежащую во дворе домов. Следует отметить, что примерно в 70 метрах от этого места находится здание ГОВД и в 150 метрах - здание Назрановского районного суда.

Как сообщили сотрудникам ПЦ "Мемориал" местные жители, первой подозрительного человека заметила жительница дома № 23 по ул.Московская, Лиза Уматгировна Баркинхоева. Она видела через окно, как во двор въехала и остановилась возле гаражей автомашина "Москвич" - фургон светло-синего цвета с тонированными стёклами, 06 регион, №873. В машине находилось два человека. Один из них, славянской внешности, вышел из машины, присел возле лежащей на земле бетонной плиты и руками закопал под неё какой-то предмет. Затем он слегка притоптал землю ногой, помыл руки в луже и сел обратно в машину, которая затем выехала со двора.

Заподозрив неладное, Баркинхоева позвала знакомых соседских женщин Лидию Магомедовну Патиеву и Фатиму Магомедовну Комурзоеву, проживающих в доме №31 (расположен рядом с домом №23). Оказалось, что Комурзоева Фатима также видела подозрительного человека, закопавшего что-то под бетонную плиту. Патиева пошла к гаражам, а Баркинхоева, Комурзоева и ещё один местный житель Магомед Шахмурзиев пошли в ГОВД, чтобы сообщить о случившимся сотрудникам милиции.

Подойдя к гаражу, Л.Патиева увидела, что синяя машина "Москвич"-фургон стоит примерно в 100 метрах от этого места, из нее вышел человек и говорит по мобильному телефону. Увидев Патиеву, человек сел в автомашину, которая немедленно уехала. Сразу вслед за этим к гаражам подъехала автомашина "Нива", баклажанного цвета. Патиева, стоящая в некотором отдалении от места, где предположительно был зарыт какой-то предмет, пыталась предупредить водителя на ингушском языке, чтобы тот не подъезжал к этому опасному месту. Однако машина подъехала именно туда, из нее вышел человек и начал что-то делать у бетонной плиты. Что именно там происходило, Патиева не могла детально видеть, поскольку обзор ей загораживала автомашина, но у нее сложилось впечатление, что неизвестный откопал нечто зарытое и загрузил этот предмет в свою машину. Затем он подошел к растерявшейся Патиевой и сказал по-русски: "Женщина, всё под контролем. Здесь работал наш сотрудник". По внешности и отсутствию акцента Патиева пришла к выводу, что перед ней русский. На вопрос - является ли он работником органов - неизвестный ответил утвердительно. В доказательство своих слов он показал женщине удостоверение. По словам Патиевой, неизвестный был сильно растерян, при разговоре у него дрожал подбородок и тряслась рука, в которой он держал удостоверение. Из удостоверения следовало, что перед ней стоял сотрудник оперуполномоченный какого-то силового ведомства (испуганная женщина не успела понять какого именно) Краснодарского края Нестеренко Виталий (или Анатолий). Патиева поинтересовалась у него: "Что вы тут делаете? Вы таким образом нашу бдительность, что ли, проверяете?". Нестеренко ответил утвердительно.

К этому времени другие женщины привели сотрудника ГОВД. Однако тот выглядел сильно выпившим и поэтому не мог понять происходящего (сам милиционер сослался на сильную усталость). Нестеренко, воспользовавшись беспомощностью сотрудника милиции, сказал, что сам поедет в ГОВД. И действительно, выехав со двора, он повернул в сторону ГОВД, однако перед самым зданием развернул машину и уехал в противоположную сторону.

В 8:00, на ул.Московская приехали сотрудники МЧС, а ещё через некоторое время сапёры. И те, и другие обследовали место, указанное женщинами, и ничего не нашли. К информации женщин отнеслись с недоверием, подшутив над их подозрительностью.

Эти события так и остались бы курьезной историей об излишней бдительности жильцов домов по улице Московской, если бы менее чем через сутки взрыв не прогремел бы у дома № 31, примерно в 100 метрах от того места, где оперуполномоченный Нестеренко (или человек, выдававший себя за него) и его коллеги зарыли, а потом откопали и увезли какой-то предмет.

16 сентября, после взрыва, Патиеву, Комурзоеву и Баркинхоеву вызывал на допрос следователь МВД РИ Микаил Евлоев Микаил, а затем следователь прокуратуры Фаргиев, которые опросили женщин о случае, произошедшем 15 сентября 2005 года. Во время беседы с Комурзоевой ей показали запись камеры наблюдения, установленной на ограде районного суда. Были продемонстрированы кадры снятые камерой днем 14-го и на рассвете 15-го сентября. Примечательно, что на кадрах датированных 14-го сентября были зафиксированы машины "Москвич"-фургон светло-синего цвета и "Нива", баклажанного цвета, стоявшие возле здания суда. Также на кадрах виден человек, очень похожий на человека закладывавшего неизвестный предмет под бетонную плиту, он несколько раз входившего в здание суда. Те же машины зафиксированы на кадрах камеры снятые на рассвете 15-го сентября. Когда женщины попытались упрекнуть сотрудников правоохранительных органов в неоперативности, что привело к совершению теракта 16 сентября, оба следователя дали неопределённый ответ, из которого следовало, что это дело женщин теперь не касается и им следует забыть о случившимся.

Местные жители задаются вопросом - что это было? Халатность сотрудников милиции, упустивших террористов или аналог "рязанских учений" спецслужб?

20 сентября 2005 года