Распад химеры
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера агентство "Интерфакс" сообщило, что в районах юго-восточной Грузии, где компактно проживает азербайджанское население, местное руководство запретило начатое строительство шести мечетей. Как сообщил председатель парламентского подкомитета по связям с народами Кавказа Вахтанг Шамиладзе, подобное решение было принято после того, как выяснилось, что строительство этих мечетей не согласовано не только с соответствующими грузинскими структурами, но и с духовным руководством азербайджанцев в Грузии.
Однако, как выяснилось, причина не только в незаконном строительстве мечетей. По словам грузинского парламентария, возведение мечетей финансируют некие представители ближневосточных стран, прикрывающиеся вывеской различных международных благотворительных мусульманских организаций.
Как видно, религиозные организации нашли благодатную почву для идеологического воздействия на мусульман. Как заявил "Эхо" представитель ПНФА-"классиков" Залимхан Мамедли, в настоящее время в Грузии официально зарегистрированы две мечети. Тем не менее в некоторых местах местное население решило построить мечети на свои средства. Уже в течение 10 лет ведутся переговоры с местными властями о предоставлении места для строительства. Однако пока вопрос не решен, несмотря на то что с такой просьбой обратились представители практически всех 167 азербайджанских сел.
В связи с этим З. Мамедли не исключает поиск населением других вариантов. Там, где образуется пустота, найдется немало желающих заполнить ее, вплоть до ваххабитов и других религиозных миссионеров, руководством в этом своими интересами. Парламентарий, регулярно посещающий Грузию, не исключил, что, возможно, за этим могут стоять определенные силы, преследующие свои цели.
Как считает глава пресс-службы Духовного управления мусульман Кавказа Гаджи Акиф, строительство мечетей и других религиозных строений относится к ведению грузинского государства и, естественно, должно согласовываться с законодательством этой страны. По словам Гаджи Акифа, нужно серьезно отнестись к доводам представителей грузинского государства и надо полагать, что если есть какие-то нарушения, то они прослеживаются государственными органами и регулируются ими.
Гаджи Акиф утверждает, что в Грузии есть полномочный представитель Управления мусульман Кавказа, который ведает всеми религиозными делами, относящимися к проживающим там мусульманам. Что же касается иных вопросов, которые неизбежно имеют отношение к властям - отвод земли под строительство мечетей и т.д., - все это должно осуществляться в рамках законодательства Грузии.
Представитель ДУМК также не исключил, что строительство мечетей ведется религиозными организациями, прикрывающимися благотворительностью.
Председатель народного движения "Гейрат" в Грузии Алибала Аскеров также подтвердил "Эхо" тот факт, что в азербайджанских селах Грузии мечети строили ваххабиты без ведома полномочного представителя ДУМК. А. Аскеров также заявил, что строительство мечетей было остановлено после официального письма ДУМК. Учитывая это, а также то, что возведение мечетей осуществляется нелегально, за счет благотворительной организации из Кувейта, работы были остановлены. По словам А. Аскерова, местное азербайджанское население поддержало действия властей, аргументируя это тем, что им не нужны незаконно построенные мечети.
Вчера же в интервью ANS председатель Комитета по работе с религиозными организациями Рафик Алиев заявил, что финансирование строительства мечетей в Грузии осуществляется с помощью благотворительного общества "Возрождение исламского наследия" Саудовской Аравии...
Распад химеры
Интернациональный механизм, заложенный в СССР, оказался взрывным устройством
Считается, что Советский Союз был упразднен Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем 8 декабря 1991 года в результате известного мероприятия в Беловежской Пуще. Бывшие лидеры трех бывших республик поминаются недобрым словом как "расчленители единого государства", но только очень наивные люди могут поверить в то, что три человека, какой бы властью они не были облечены, способны в одночасье покончить с громадной страной. Всех сил Запада вместе с транснациональными корпорациями, ЦРУ и "Моссадом" не хватило бы для решения столь грандиозной задачи; да и западные правительства, исключая, может быть, узкую группу поклонников Бжезинского, не только не верили в возможность самоликвидации СССР, но и опасались такого исхода. Будущее - это есть наше настоящее - подтвердило справедливость этих опасений.
Советский Союз был упразднен коллективной волей высшей советской номенклатуры - это не подлежит сомнению. Территории бывшей империи были приватизированы национальными элитами, но это был очень длительный и непростой процесс, имеющий свою специфику в каждой советской республике. Все это не новость. Но мало кто задумывается над тем, что истоки гибели государства были заложены в сам его фундамент, и марш СССР к смерти начался в день его рождения - 30 декабря 1922 года. СССР был очень странной империей. Нас учили, что объединению советских республик предшествовала дискуссия вроде бы между Лениным и Сталиным о форме союза - последний настаивал на вхождении Украины, Белоруссии и Закавказской федерации в состав РСФСР на правах автономии. Будь принят к действию этот план, СССР (точнее - РСФСР) стал бы более или менее нормальной империей. Если, конечно, оставить без внимания рабскую теорию, уголовную практику и аморальную сущность большевизма.
Победила, как известно, точка зрения Ленина - создание "равноправного" союза советских республик. Ленин был все-таки умнее полуграмотного Кобы и добился своего: государственное устройство СССР не имело аналогов в мире и истории, поскольку было в принципе вненационально и не являлось ни конфедерацией, ни федерацией. Пятые колонны коммунизма. По какой причине большевики взялись выдумывать нечто, никогда и нигде в мире не бывавшее? А потому, что постепенно все страны мира должны были стать советскими республиками и войти в состав СССР. И Советский Союз прилагал все усилия для расширения, что бы ни говорили тов. Ленин и те, кто правил страной после него, о возможности построения социализма и коммунизма в одной стране и всякого там мирного сосуществования. Между прочим, о серьезности таких попыток очень мало известно и в современной России, и за рубежом, а ведь эта тема для сотен книг и тысяч статей. Кое-что известно о советских республиках в Венгрии, Словакии и Баварии в 1919-м, иногда глухо упоминают Персидскую советскую республику в провинции Гилян, объявленную вожаками местных бандформирований - Кучек-Ханом и Эсхануллой в 1920 году, когда Гилян был оккупирован Красной армией.
Менее известно то, что советскую власть время от времени объявляли в самых разных странах вплоть до начала второй мировой войны: в ряде городов Аргентины - в 1931-1933 годах, в Сальвадоре знаменитым коммунистическим повстанцем Фарабундо Марти - в 1932-м, в Индонезии - в 1926-м. Во время гражданской войны в Испании советские специалисты получали прямое задание партии и правительства: поддерживать Республику и "способствовать созданию условий для перехода к строительству социализма и установлению в Испании советской власти". А китайские коммунисты во время известного "Великого северного похода", завершившегося созданием "Особого района" границы, не скрывали, что их конечной целью является образование Китайской советской республики. Так, впрочем, до 1936 года и назывались районы Китая, контролировавшиеся коммунистическими партизанами. И советско-финская война 1939-1940 годов была, разумеется, развязана не для того, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда, а в целях советизации Финляндии. Советская власть в 1920-1930-е годы объявлялась в отдельных городах и районах Болгарии, Бразилии, Ирландии, Эстонии, Турции, Индии, Мексики, Чили, Перу...
В конце 1930-х Коминтерн отказался от лозунга открытой советизации всего мира: распространение советского владычества должно было осуществляться при помощи Народных фронтов и "национально-демократических" режимов наподобие марионеточных правительств Латвии, Литвы и Эстонии лета 1940-го, за спиной которых стояла Красная армия. А для чего, спрашивается, вплоть до лета 1941-го в Красной армии существовали дивизии имени Итальянского, Германского, Английского пролетариата?
Зачем офицерский состав этих дивизий обучался языкам соответствующих народов? Отнюдь не в демагогических целях, цели были именно военные. И, конечно, политические. Советское руководство было вынуждено отказаться от идеи советизации всего мира только после второй мировой войны - последним государством, вошедшим в состав СССР, стала Тувинская народная республика, аннексированная СССР в 1944-м и превращенная в автономную область. А превратить Монголию в советскую республику, как планировали в Москве в 1946-м, уже не удалось из-за сопротивления руководства китайской компартии, считавшей эту страну мятежной провинцией Китая. При этом Кремль столкнулся с явным нежеланием руководителей компартий, вставших во главе "стран народной демократии", превращаться из президентов, пусть и марионеточных, но государств, в первых секретарей ЦК компартий союзных республик.
Помимо их личных амбиций, советизации стран Восточной Европы, Китая и Северной Кореи препятствовал мощнейший, практически непреодолимый, фактор: национальные чувства. И Сталин, и тем более Тито, Димитров и Мао Цзэдун не могли не понимать, что открытое лишение независимости вызовет восстания, а коммунисты в глазах населения лишатся ореола освободителей и борцов с фашизмом, превратившись в заурядных коллаборационистов.
Разрыв с Югославией, произошедший в 1948 году, показал Сталину, что чересчур грубое вмешательство Москвы приведет к переходу "стран народной демократии" во враждебный лагерь. И если еще в 1946-м лидер иракских курдов Ахмад Барзани, эмигрировавший в Советский Союз, получил звание генерал-майора Советской армии, что прямо указывает на желание Сталина советизировать Ирак, то после советско-югославского конфликта от советизации планеты пришлось отказаться.
Советские республики были призваны продемонстрировать народам мира благой пример решения советской властью социальных вопросов и национальных проблем, то есть являлись своего рода витринами, этакими потемкинскими деревнями для "пролетариата" и левых интеллектуалов всего мира. Поэтому их количество множилось, от республик-учредительниц СССР "отпочковывались" новые республики - так возникли Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Грузия, Армения, Карело-Финская ССР, а на аннексированных землях были образованы Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская советские республики. При этом о национальных интересах народов, вошедших в состав советских новообразований, в Москве думали, естественно, в последнюю очередь: границы проводились произвольно, и нередко коренная территория одного народа оказывалась в соседней республике, как, например, таджикские святыни - Самарканд и Бухара - были включены в состав Узбекистана.
Но витрина требует манекенов для обольщения "братьев по классу", и советская власть принялась конструировать национальные элиты в тех искусственных псевдогосударственных образованиях, которые она насоздавала. Понимая, какой гнев это вызовет в постсоветских государствах, все же отметим, что элиты эти создавались часто на пустом месте, особенно в Средней Азии и Казахстане, где старая мусульманская элита оказалась в лагере врагов советской власти, а "друзьями" стали, естественно, наименее образованные и самые беспринципные элементы. Собственно, во всех национальных республиках советскими наместниками становились отнюдь не носители высоких культурных и нравственных ценностей.
У стены советской Трои
Национальные республики требовали не только формальной атрибутики вроде флага и герба. Возникали республиканские университеты и академии наук, разрабатывались языки, открывались школы для "нацкадров", появлялись издательства, газеты и журналы. Местные ученые, среди которых хватало неучей с "правильной" анкетой, выдавали на-гора фантастические изыскания, освещавшие с позиций марксизма-ленинизма и классовой борьбы страницы истории своих народов. Но чем дальше, тем явственней сквозь словесную мишуру славословий в адрес партии, Ленина и Сталина пробивались ростки национализма, тем более яростного, чем менее культурными и порядочными были персонажи, взращивавшие их. Если на общесоюзном уровне нас пичкали всяческой чушью - от "борьбы с норманнской теорией" до сказочек о строительстве "реального социализма", то на уровне республиканском история зачастую сплеталась из выдумок просто гомерического масштаба.
Так, именно в советские времена некоторые украинские историки пропагандировали положения совершенно дикой статьи академика Рыбакова, в которой утверждалось, что в XII веке до христианской эры на Украине существовало могучее государство каких-то "невров", а также утверждали, что именно украинцы совершили поход на Трою. То же было и на уровне автономий: например, один маститый хакасский историк утверждал, что хакасская государственность существует со II века до нашей эры, причем Хакасия являлась "форпостом европейской (!) цивилизации на Востоке" (древнекитайским термином "хакас" советские "этнографы" назвали несколько совершенно разных по языку, культуре и происхождению народностей Минусинской котловины в 1920-х годах, и многие годы жители степей и тайги на юге Красноярского края долго привыкали к совершенно чуждому им незнакомому названию). А уж как пришлось изворачиваться молдавским историкам, доказывая, что молдаване - отдельный народ, а не субэтнос румын, и бурятским ученым, тщившимся сыскать фундаментальные отличия бурят от монголов! Ведь изобретая новую нацию, надобно выдумать и ее историю, язык, культурные особенности.
Верные тимуриды партии
Все сказанное выше ни в коем случае не унижает национальное достоинство народов, населявших бывший СССР, и приводится с одной целью: продемонстрировать, что вместо "новой исторической общности - советского народа" деятельность советской власти привела к формированию как совершенно новых этнических общностей, так и к деформации тех, что существовали на момент октябрьского переворота. Оказалось, что химеры, в данном случае этнические, могут материализоваться, если их конструированием занимается государственная власть и, особенно если государство, взявшееся за такой труд, - тоталитарное. Демагогия о "едином советском народе", подобно фиговому листу, камуфлировала постоянно растущую отчужденность народов СССР. И национальные элиты, получившие после смерти Сталина своеобразную "хартию вольностей", начали превращать союзные республики в свои вотчины, образуя устойчивые кланы, берущие под контроль финансовые потоки и недра, промышленность и сельское хозяйство, правоохранительные органы и организованную преступность, назначая "смотрящих" в учреждения науки и культуры.
В 1960-е годы процессы межнационального отчуждения в СССР ускорились: укрепившись, республиканские элиты принялись перестраивать по собственному разумению социально-экономические структуры. И тут все явственнее стали проявляться различия в менталитете, культуре и традициях "советских" народов. Так, если Прибалтика начала возвращаться к традиционному для нее мелкопредпринимательскому укладу, закамуфлированному под вывесками колхозов, кооперативов и мастерских, то в Средней Азии начал восстанавливаться бюрократический феодализм, скопированный с режимов хорезмшахов или тимуридов, только в убогом, мелочном, безграмотном и бескультурном варианте. Грузия стала раем для "цеховиков", благодаря которым партхозактив Тбилиси, Сухуми и Кутаиси щеголял в часах "Ролекс" по нескольку тысяч за штуку, Узбекистан контролировался "хлопковым" начальством, Казахстан - аграрным, а Украина - сложносоставным конгломератом кланов, оседлавших предприятия военно-промышленного комплекса, сельхозпредприятия, торговлю и туризм. Добиваясь максимальной автономии от Москвы и требуя невмешательства во "внутренние дела" своих республик, местное начальство не останавливалось перед провоцированием беспорядков - жителям Ташкента памятны кровавые погромы в районе городского стадиона летом 1969-го, спровоцированные, по мнению многих горожан, высокопоставленными чиновниками. Выступления националистически настроенной молодежи происходили с начала 1980-х и в Казахстане, и апогеем их стали известные выступления конца 1986-го, когда тысячи молодых людей вышли на улицы, протестуя против смещения "родного" первого секретаря ЦК компартии республики Динмухаммеда Кунаева.
Спрашивается, при чем тут "советские республики" в Китае и Иране, какое отношение ко всему этому имеют дивизии имени Итальянского или Германского пролетариата? Очень даже прямое: Советский Союз, продолжая быть государством, нацеленным на мировое господство, оказался разделен на национальные республики, руководство которых совершенно не интересовала мировая революция, победа коммунизма где-нибудь в Ботсване и вообще идеология как таковая. Они, верхи советских республик, не очень-то и маскировали свой сепаратизм: еще в начале 1950-х годов грузинский писатель Гамсахурдиа (очень элитный) говорил всем и каждому, что его сын Звиад станет первым президентом независимой Грузии. И никто его не хватал, не судил и не сажал. А в 1981 году первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, беседуя с иностранными журналистами, прямо сказал, что в XXI веке никакого Советского Союза не будет, а Грузия станет независимой. Только верхи Латвии, Литвы и Эстонии, не имеющие абсолютно никакой поддержки среди коренного населения своих республик, делали ставку на сохранение СССР. Именно потому они и были мгновенно сметены в ходе демонтажа советской власти.
Метастазы
Тем временем Советский Союз продолжал развиваться как империя, нацеленная на мировое господство: десятки стран Азии, Африки, Латинской Америки вовлекались в сферу советского влияния, причем их было необходимо кормить и вооружать, так как все они были милитаризованы и агрессивны, а экономика, перестраивающаяся на социалистический лад, во всех случаях начинала стремительно катиться под откос. Нужно еще раз подчеркнуть: от идеи мирового господства СССР не отказывался никогда, и этому существует целый сонм свидетельств самого разного рода: на это нацелена пресловутая "доктрина Брежнева", согласно которой ни одна страна не могла выйти из социалистического лагеря, при этом "лагерь" постоянно расширялся: при Брежневе он пополнился Афганистаном, объединенным Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, а "лагерь" второго уровня, так называемых стран "революционной демократии", включил в свой состав Сирию, Ирак, Ливию, Сомали, Эфиопию, Южный Йемен и ряд других государств.
Бывший первый секретарь обкома КПСС одной из областей Центральной России вспоминал, как в 1984 году товарищ Черненко в кругу соратников вдруг пожаловался на плохое знание членами ЦК иностранных языков. На робкий вопрос кого-то из участников мероприятия, зачем, мол, знать языки, ежели имеются референты и переводчики, генсек ответил: "А как же вы, товарищи, будете руководить, скажем, Французским обкомом КПСС? Через переводчиков, что ли?" Анекдот? Конечно. Но анекдот очень показательный, говорящий о том, что высшее советское руководство даже в последние доперестроечные годы не собиралось отказываться от курса на экспансию.
Получается, что стратегическая цель советского государства с годами вступала во все более явное противоречие с интересами властей национальных республик. Ну зачем, спрашивается, товарищу Шеварднадзе какая-нибудь "революционная" Гренада, а Алиеву - Никарагуа? Ведь на содержание "дружественных" режимов тратились громадные и все возрастающие средства, а экономической отдачи от экспансии не было и быть не могло. Если кремлевские старцы и военная верхушка СССР продолжали мыслить категориями глобальной экспансии, то республиканская номенклатура все больше тяготилась тем, что приходится делиться своими доходами с Москвой, а тем более с Гаваной и Ханоем.
В 1980-е годы республиканские элиты были очень напуганы попытками Москвы взять под контроль союзные республики и укротить скрытый сепаратизм их руководства. Наиболее яркие главы союзных республик - Шеварднадзе и Алиев - при Андропове были переведены на работу в Москву, а знаменитое "хлопковое дело" в Узбекистане было направлено на разгром ташкентской олигархической группировки, правившей республикой как своей вотчиной. Между прочим, именно "хлопковое дело" впервые привело к открытому противодействию республиканской номенклатуры, которая сопротивлялась, используя обширный арсенал средств - от убийств тех, кто пытался вскрыть преступления партбоссов, до ожесточенной кампании в прессе. И тогда в середине 1980-х Москва впервые проиграла республике: первые лица Узбекистана избежали ответственности, уголовно-феодальная структура республики осталась нетронутой, само "дело" начало разваливаться и в конце концов было закрыто.
А в 1986-м, как уже отмечалось выше, смещение руководителя Казахстана вызвало столкновения на улицах Алма-Аты и волну репрессий, после которой антимосковские сепаратистские настроения национальных элит резко усилились.
Если узбекское "хлопковое дело" и шумное, со стрельбой на улицах, смещение Кунаева напугали республиканские власти, то начало конфликта в Нагорном Карабахе показало номенклатуре, что центральная власть не способна гасить противоречия внутри союзного государства, а члены союзного руководства просто профнепригодны. Историческая фраза члена политбюро Долгих, посланного урегулировать армяно-азербайджанский конфликт, стала ярким тому доказательством: "Почему вы, два братских мусульманских (!) народа, не можете договориться?"
Точно так же, то есть беспомощно и глупо, реагировала союзная власть на рост напряженности в Прибалтике и Грузии. Но именно армяно-азербайджанский конфликт показал руководству союзных республик, насколько центральная власть слаба, насколько она не в состоянии защитить их корпоративные интересы. И поскольку ослабление тоталитарного контроля над обществом (вернее сказать, над различными сформировавшимися под спудом советской власти обществами) привело к бурному росту национальных движений, номенклатуре не оставалось ничего, кроме как попытаться оседлать и возглавить их. Это стало началом нового исторического процесса, в результате которого Советский Союз перестал существовать, коммунизм рухнул, а мир вступил в новую эру.
Но все это было позже. Во второй половине 1980-х только начинала раскручиваться спираль распада, еще никто, даже самые активные участники процесса, не понимали, к чему он приведет. Но остановить его оказалось невозможно: империя, построенная для завоевания мирового господства, не смогла достичь этого и потеряла смысл своего существования. Оказавшись ненужной самой себе, она неостановимо покатилась к гибели.