Выпил, убил - в психушку!
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Российскому военнослужащему, виновному в убийстве жителя Чеченской Республики грозит... принудительное лечение в психиатрической клинике.
15 ноября на военной базе Ханкала Грозненский гарнизонный суд в очередной раз провел судебные слушания по делу старшего сержанта контрактной службы Андрея Тихонова, обвиняемого в умышленном убийстве жителя Чеченской Республики Адама Тухшаева. И уже во второй раз судьи приняли решение направить Тихонова на психиатрическую экспертизу.
Предыстория этого дела такова. 18 января 2005 года 22-летний сотрудник военной комендатуры Итум-Калинского района Чечни старший сержант контрактной службы Андрей Тихонов попросил 45-летнего Адама Тухшаева, занимавшегося частным извозом подвезти его в Итум-Кале.
По прибытии в райцентр, на требование водителя оплатить за проезд, бравый вояка бросил под ноги Тухшаеву гранату и выпрыгнул из машины. В результате взрыва Адам получил множественные осколочные ранения и скончался на месте происшествия. Убийца был впоследствии задержан.
Следствием было установлено, что в момент совершения преступления старший сержант Андрей Тихонов "находился в состоянии глубокого алкогольного опьянения".Первый судебный процесс по этому делу прошел 22 июня в Грозненском гарнизонном военном суде.
Старший сержант, который в ходе следствия признался в содеянном, на суде полностью отказался от своих первоначальных показаний. "Борец с терроризмом" начал, как говорят в таких случаях "косить под дурака". Оказалось, что он совершенно забыл все то, что произошло 18 января 2005-го года.
Естественно, наш "самый гуманный и справедливый" военный суд принял решение отправить убийцу на психиатрическую экспертизу в город Махачкалу. Тамошние эксперты признали, что в момент совершения преступления Андрей Тихонов "находился в невменяемом состоянии". (Каким образом "специалисты-психиатры" могут узнать, в каком состоянии находился человек несколько месяцев назад, для меня лично, остается неразрешимой загадкой).
Тем не менее, 15 ноября судьи Грозненского гарнизонного военного суда приняли решение направить старшего сержанта Андрея Тихонова на дополнительное обследование. Теперь уже в Москву, в институт имени Сербского. Выяснилось, что в заключении о психических отклонениях у Андрея Тихонова ( какая досадная оплошность), отсутствует подпись одного из специалистов, проводивших его обследование.
Уголовное дело в отношении очередного военнослужащего-убийцы идет по уже накатанной дорожке. Ведь за шесть лет "контртеррористической операции" военные прокуроры и судьи накопили солидный опыт по спасению от правосудия своих "боевых товарищей". Бесконечные судебные слушания, проведение всевозможных экспертиз, обследований, проверок и перепроверок, в конце-концов, приводят либо к незначительным срокам заключения для обвиняемых, либо вообще к вынесению оправдательных приговоров.
Один из односельчан убитого Адама Тахшаева не исключает, что старшего сержанта Андрея Тихонова признают невменяемым и отправят на принудительное лечение в психиатрическую клинику, вместо того, чтобы приговорить к длительному сроку тюремного заключения.
"Ни для кого не секрет, что большинство преступлений против мирных граждан, к которым бывают причастны российские военные, или сотрудники различных силовых структур, часто вообще не доходят до суда,- говорит он. А если даже и доходят, то завершаются вынесением либо оправдательных приговоров, либо к тюремным срокам, которые абсолютно не соответствуют тяжести совершенного преступления. Взять хотя бы дело капитана Ульмана, чью группу дважды оправдывал суд присяжных. Боюсь, что и в этом деле надеяться на справедливый приговор, просто нереально".
В этой связи достаточно вспомнить дело полковника российской армии Юрия Буданова, который в самом начале "второй чеченской войны" похитил и убил 17-летнюю жительницу села Танги-Чу Эльзу Кунгаеву. Полковника Буданова, командира танкового полка, орденоносца и "боевого офицера" дважды признавали невменяемым и находившимся в момент совершения убийства "в состоянии аффекта". Полковник все же получил за свое злодеяние десять лет тюрьмы, но это был скорее политический акт со стороны российских властей, поскольку это дело приобрело широкий международный резонанс. В противном случае, его бы тихонько поместили в "психушку", где "герой чеченской войны" просидел бы пару-тройку лет, а затем тихо выпустили на свободу.
Тем не менее, следует отметить, что Юрий Буданов отбывает свой тюремный срок в одной из лучших российских колоний - Димитровградской, расположенной в Ульяновской области, где некоторое время губернаторствовал его бывший непосредственный командир, близкий друг и идейный собрат генерал Владимир Шаманов. Буданов, по данным ряда российских СМИ устроился весьма недурно, находясь на привилегированном положении, и заведует в колонии спортзалом.
По данным правозащитных организаций, в общей сложности против военнослужащих федеральных сил принимающих участие в "контртеррористической операции" было возбуждено более 400 уголовных дел. Однако подавляющее большинство преступников отделались всего лишь легким испугом, в виде условных наказаний или амнистий в связи с очередной годовщиной очередного праздника.
Безнаказанность порождает вседозволенность, а беззаконие, творимое от имени государства, никогда не прибавит авторитета власти. Сколько еще тихоновых, будановых, ульманов, перелевских, худяковых и аракчеевых, породит бесконечная "контретеррористическая операция" в Чеченской Республике, которая давно вылилась за ее пределы, неизвестно никому.
Военные знают, что наказание за преступления совершенные во время войны, не будет слишком суровым. Все почти как в фильме "Джентльмены удачи". Правда там один из героев говорил: "Украл, выпил, в тюрьму"! А здесь получается - "Выпил, убил - в психушку"! Или под амнистию, или на худой конец в Димитровскую колонию, на особое положение, в качестве "участника боевых действий в Чеченской Республике".
Власть, посылающая своих солдат на войну, автоматически дает им право творить произвол. Ведь любая война - это нарушение прав и свобод человека. Нарушение неотъемлемого права на жизнь, на неприкосновенность жилища и на все остальные права и свободы вместе взятые, гарантированные к тому же всеми Законами и Конституциями. Но, наказывая своих солдат, власть как бы наказывает и саму себя, признает свою вину за содеянное, чего ей вряд ли хочется делать. Поэтому и убийц в военной форме никто не хочет наказывать так, как это полается по Закону. На войне - свои законы и свои правила.
Убийства здесь совершаются "в невменяемом состоянии", артобстрелы и авиабомбардировки населенных пунктов бывают исключительно "случайными", а похищения людей осуществляются "неустановленными лицами в камуфляжной форме".
Руслан Жадаев
Опубликовано 16 ноября 2005 года