Руслана Нахушева подвели под террористическую статью
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера прокуратура Кабардино-Балкарии начала проверку по факту пропажи исламского правозащитника Руслана Нахушева, исчезнувшего в Нальчике в минувшую пятницу (Ъ сообщал об этом вчера). В субботу родственники господина Нахушева подали заявление о его исчезновении в прокуратуру, однако там не исключают, что господин Нахушев, проходивший по уголовному делу о терроризме, сам решил скрыться от следствия. А повод появился после того, как свидетелю Нахушеву предложили явиться на допрос с адвокатом, что могло означать предъявление обвинения и арест.
— Сотрудниками прокуратуры Нахушев не задерживался,— заявил вчера Ъ прокурор Кабардино-Балкарии Юрий Кетов.— Он проходил свидетелем по уголовному делу, возбужденному по статье "Подстрекательство к терроризму". В минувшую пятницу его в качестве свидетеля вызвали в УФСБ республики и допросили. Никаких обвинений предъявлено не было, и Нахушев, как отмечено в журнале УФСБ, покинул здание управления.
— А в связи с чем было возбуждено уголовное дело? — А вы почитайте статью в "Российской газете", которая вышла сразу после нападения на Нальчик,— ответил прокурор,— вот после нее и возбудили.
На сайте "Российской газеты" удалось найти только одну публикацию, в которой упоминался Руслан Нахушев. В статье от 17 октября "Одни — под пули, другие — в офис" сказано: "В отношении этого господина прокуратура также осталась слепа и глуха, несмотря на то что ФСБ давно сигнализировала о противоправной деятельности Нахушева... Он и сейчас с точки зрения государева ока вполне добропорядочный гражданин, ходит каждый день на работу, а то, что защищал и покрывал находящихся ныне в федеральном розыске матерых ваххабитов Астемирова и Мухожева, так, видимо, заблуждался. С кем не бывает".
— В правоохранительные органы поступило заявление об исчезновении Нахушева от его родственников,— проинформировал Ъ прокурор Кетов.— Сейчас по нему проходит проверка. Сегодня-завтра она должна завершиться, тогда и будет решен вопрос, возбуждать или нет уголовное дело. Пока информацией о том, что Нахушева кто-то похитил, мы не располагаем.
Другие источники Ъ в прокуратуре намекнули на то, что после допроса в УФСБ Руслан Нахушев решил, что ему грозит арест, и решил исчезнуть из города, как это сделали "его хорошие знакомые Астемиров и Мухожев (лидеры джамаата КБР Анзор Астемиров и Муса Мухожев, разыскиваемые за организацию нападения боевиков на Нальчик.—Ъ)". "Он пришел на допрос без адвоката, поэтому его отпустили,— говорят в прокуратуре.— 8 ноября он должен был явиться в УФСБ с адвокатом. Возможно, там ему предъявили бы обвинение и заключили под стражу. Он, как юрист, это понимал, вот и исчез".
В ООО "Отделение национального военного фонда 'Эльбрус'", которое возглавляет Руслан Нахушев, уже третьи сутки дежурят его родственники и коллеги.
— Когда мы написали заявление в прокуратуру, нам дали понять, что прежде всего хотят отрабатывать версию коммерческую,— говорит главный бухгалтер фирмы Светлана Четовская.— Но я, как главбух, их разочаровала. У нас все чисто, и в бизнесе у Руслана врагов не было. До 2005 года мы были дилерами "МегаФона", но после расторжения договора с ним у нас остался один тариф фирмы "Мобиком" — "Корпоративный". Даже в УФСБ были разочарованы, когда обыск у нас проводили.
По словам госпожи Четовской, в конце октября, когда ее начальник на несколько дней уехал в Москву, в офис пришли сотрудники УФСБ и обыскивали его в течение пяти часов.
— Санкции у них не было, только постановление о возбуждении уголовного дела против нашего директора по 205-й статье ("Терроризм".—Ъ),— рассказывает главбух.— Причем я посмотрела, в связи с чем возбудили дело — они там ссылаются на публикации в "Российской газете" и газете "Северный Кавказ". Я еще удивилась — с каких пор у нас по газетам стали дела возбуждать?
На вопрос, мог ли директор фирмы просто скрыться от следствия, госпожа Четовская ответила: "Да не стал бы он скрываться! Он очень ответственный человек — перед коллективом, перед семьей. Вот он в Москву улетал — всегда звонил нам раз по пять за день. Я уж не говорю, как он к семье, к детям относился. Очень их любил. А сейчас мама его очень плоха, слегла, а ей уже за 70. Жена плачет, сестру Фатиму я уже к телефону не подпускаю, она измучена. Понимаете, он не стал бы так свою семью мучить! Просто сейчас власти выгодно именно эту версию проталкивать. Так про него быстрее забудут".
Такого же мнения придерживается и адвокат Ануар Дикинов, нанятый вчера родственниками пропавшего.
— Я виделся с Русланом 3-го вечером, он сам пришел ко мне в коллегию и сказал, что ему нужен защитник на пятницу, 4 ноября, его вызвали на допрос в ФСБ,— рассказывает господин Дикинов.— Но 3-го был короткий день, бухгалтеры в коллегии разошлись, и оформить соглашение с ним я не мог. А без соглашения я не могу выписать ордер на ведение уголовного дела, то есть меня просто не пустили бы с ним в ФСБ. Поэтому мы договорились, что он пойдет сам и попросит перенести допрос на 8 ноября, чтобы я мог прийти с ним вместе. Я еще ему сказал: "Ты, надеюсь, не собираешься скрыться? Не вздумай, у них ничего на тебя нет". Он мне ответил: "От себя не убежишь. Да и поводов таких я им не дам".
4 ноября господин Нахушев, по словам адвоката, пришел в ФСБ, где ему предложили адвоката по назначению, но он отказался. "Он сообщил в письменной форме, что имеет своего адвоката, назвал мои реквизиты и пообещал явиться со мной 8 ноября на допрос,— говорит господин Дикинов.— Но, выйдя из ФСБ, пропал. Если бы его задержали, то уже должны были бы предъявить обвинение — 48 часов уже прошло. Я с сегодняшнего дня официально работаю над этим делом, обзвонил все инстанции, звонил следователю, он ничего не знает. Никто санкций на арест Нахушева не давал".
Комментируя причины исчезновения своего подзащитного, адвокат говорит: "Он слишком много критиковал власти, это кому-то не нравилось. Он перед нападением на Нальчик предупреждал, что такое может быть, что надо менять силовиков. Я думаю, что это дело рук властей. Я не доверяю властям и знаю, что они способны на все, если хотят от кого-то избавиться".
Знакомые Руслана Нахушева говорят, что версий его исчезновения у них две. Одна — планировавшаяся встреча с ним президента КБР Арсена Канокова, который вроде бы решил установить контакт с многочисленной общиной джамаата. Сторонники этой версии считают, что, если президент гарантирует верующим джамаата соблюдение их прав, это заставит правоохранительную систему действовать в правовом поле. Вторая версия высказывается в пользу правозащитной деятельности господина Нахушева: в последнее время он активно требовал выдачи тел погибших участников нападения на Нальчик, чем вызывал поддержку у большой части населения и раздражение у местных силовиков.
"Руслан не скрывал своей оппозиционности,— говорит Светлана Четовская.— Он защищал этих ребят из джамаата. Да у нас вся республика видит, что их подвергают гонениям. Мы, посторонние, и то понимаем, что там репрессии идут. Сейчас вот говорят: они все попрятались в домах, ждут, кто следующий. А в селах Зольского района, откуда родом были большинство из тех, кто на Нальчик напал, администрации уже сходы проводят с требованиями выселить в Сибирь родственников погибших. Конечно, Руслан выступал бы против и собрал бы правозащитников, чтобы как-то противостоять этому".
ОЛЬГА Ъ-АЛЛЕНОВА, ФЕДОР Ъ-МАКСИМОВ
Опубликовано 8 ноября 2005 года