Азербайджан: Алиев избавляется от конкурентов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Авторитарное правительство Азербайджана усилило давление, а оппозиция находится во временном замешательстве после бурной политической недели.

Все еще неизвестны подробности случившегося на прошлой неделе, когда власти арестовали пятерых представителей высшего руководства и одного видного бизнесмена по обвинению в подготовке государственного переворота. Некоторые наблюдатели, однако, уже говорят, что после устранения одной из основных угроз своему единовластному правлению в выигрыше остался президент Ильхам Алиев, по крайней мере пока.

По сообщению представителей правительства, министр экономического развития Фархад Алиев (не имеющий родственных отношений с президентом) и его брат Рафик, президент нефтяной компании Azpetrol, были главарями заговора, который должен был осуществиться после прибытия в Баку лидера оппозиции Расула Гулиева.

Гулиев, которого полиция страны разыскивает за хищение государственного имущества, впервые за девять лет заявил о своем намерении возвратиться в Азербайджан 17 октября для участия в предстоящих парламентских выборах.

Однако, чартерный самолет, на котором он должен был прибыть в Баку, в последнюю минуту при неизвестных обстоятельствах повернул назад и совершил посадку в украинском городе Симферополе, где Гулиев и был задержан местными властями. Тремя днями позже, суд принял решение об освобождении Гулиева, отказав Баку в просьбе о его экстрадиции.

В ожидании его приезда власти Азербайджана мобилизовали в столице беспрецедентное число спецназа и заблокировали все дороги к аэропорту города.

Неудавшаяся попытка Гулиева возвратиться на родину вызвала состояние шока во всем истеблишменте Азербайджана. 19 октября было официально заявлено о задержании братьев Алиевых. Последовали аресты и других лиц - министра здравоохранения Али Инсанова, заместителя главы президентской администрации Акифа Мурадвердиева, директора государственного химического предприятия "Азерхимия" Фикрета Садигова и заместителя главы районной полиции Ильгара Рагимзаде.

Задержанные лица, а также бывший министр финансов Фикрет Юсифов, арестованный за день до намеченного прибытия Гулиева, обвиняются в установлении связей с политиком в эмиграции и в финансировании "подрывных групп для их использования при массовых беспорядках".

За последние дни азербайджанское телевидение постоянно показывает кадры с драгоценностями и пачками долларов, якобы найденных в домах у Фархада Алиева и Инсанова, утверждая, что это - доказательство по финансовой части заговора.

Некоторые обозреватели сомневаются в правдивости официальной версии. По их мнению, возможно, указанные официальные лица не были в сговоре ни с Гулиевым ни друг с другом, а президент Алиев мог просто воспользоваться приездом Гулиева как поводом для проведения чистки среди политиков и других влиятельных фигур, чье благосостояние позволяло им стать политической силой и ослабить свою зависимость от президента.

Однако, другие обозреватели говорят, что заговор был вполне правдоподобен. В доказательство они приводят широко распространенное мнение о том, что бывший спикер парламента Гулиев, который считается богатым человеком, находясь в эмиграции, тайно поддерживал тесные связи с определенными официальными лицами.

"Скрытой группе сторонников Гулиева в правительстве был нанесен оглушительный удар", говорит независимый политолог Расим Мусабеков. "Несомненно, это существенно ослабило одну из основных опор оппозиции".

По мнению Мусабекова, активисты от оппозиции надеялись, что возвращение Гулиева придаст силу оппозиционному движению, которое борется за завоевание поддержки населения к парламентским выборам 6 ноября.

Эти два мнения - война между олигархами и попытка дворцового переворота - вовсе не обязательно взаимоисключающие. Оба хорошо укладываются в рамки видения многих наблюдателей, которые считают правящий истеблишмент Азербайджана разделенным на две или больше воюющие между собой части.

Согласно сценарию, Фархад Алиев и группа его союзников были вовлечены в борьбу за деньги и власть против еще одной большой группы во главе с руководителем Государственного таможенного комитета Камаладдином Гейдаровым, который также считается олигархом.

В начале года эти два лица вели открытый диспут по вопросам, связанным с доходами от импорта и экспорта.

Руководитель таможенного комитета, вероятно, одержал победу в сентябре, когда президент Алиев лишил министра экономики одного из основных источников власти - надзора за процессом приватизации в стране. А теперь, как утверждают наблюдатели, смертельный удар был нанесен по Фархаду Алиеву и поддерживающим его магнатам.

"Группа олигархов, имеющих монополии, потерпела крах. Они использовали свои финансовые ресурсы для активного участия в избирательном процессе", говорит Асим Моллазаде, председатель центристской Партии демократических реформ.

"Мне кажется, что эти олигархи попали в свою собственную ловушку, которую они готовили для правительства Азербайджана".

Многие рядовые азербайджанцы приветствовали аресты, восприняв их как борьбу с коррупцией, что может повысить шансы партии президента Алиева "Йени Азербайджан" ("Новый Азербайджан") в предстоящих выборах.

"Им [правительству] давно надо было это сделать", говорит бакинский водопроводчик Таптыг Алиев, выражая распространенное мнение. "Министры воруют, и с ними ничего не происходит. Взяточников надо на долгие годы отправить в тюрьму. Иначе в Азербайджане ничего не изменится".

Волна арестов и неудачная попытка Гулиева вернуться на родину, по-видимому, ввергли оппозицию в смятение.

Митинг, проведенный оппозицией непосредственно после этих событий, не был таким шумным и многолюдным как предыдущие.

Иса Гамбар, председатель оппозиционной "Мусават", одной из трех партий, входящих в оппозиционный избирательный блок "Азадлыг" ("Свобода") вместе с Демократической Партией Гулиева и Народным Фронтом, утверждает, что в результате сенсационных арестов раздробленным и ослабленным оказалось именно правительство, а не оппозиция.

По его мнению, эти действия свидетельствуют о существовании глубокого раскола внутри правительства, а не о его силе. "В правительстве существуют серьезные группировки, готовые бороться на смерть. Они борются за влияние и имущество и эта борьба должна была рано или поздно всплыть на поверхность".

"Я думаю, что это - серьезный кризис власти. Азербайджанский народ еще ожидает множество сюрпризов", сказал в заключение Гамбар.

Рауф Оруджев, корреспондент русскоязычной газеты "Эхо", Баку

Опубликовано 28 октября 2005 года