Адвокат, без которого можно было обойтись

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Летом 2002 года в результате авиакатастрофы над Боденским озером Виталий Калоев потерял всю свою семью. Почти два года спустя он убил авиадиспетчера, дежурившего в ту ночь. Чувство ненависти у Калоева подогревалось еще и извне
Подсудимый одет во все черное. Черная рубашка, черные брюки, черная куртка. Перед его адвокатом Маркусом Хугом аккуратно стоят восемь папок. Подсудимый, сгорбившись и сцепив руки на коленях, сидит перед представителями Верховного суда Цюриха. Он убил 36-летнего авиадиспетчера Петера Нильсена.

Жена Виталия Калоева Светлана, сын Константин и дочь Диана погибли, когда в июле 2002 года в небе над Юберлингеном столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой самолет фирмы DHL. С тех пор Калоев слышит, как кричат его дети, он чувствует их страх, он падает вместе с ними, снова и снова. 49-летний инженер-строитель из Северной Осетии – сломленный человек. Сломленный бедой и недостатком участия – так понимает это Вальтер Майер, который регулярно посещает его в тюрьме "Пешвис". Священник говорит: "Недостоверная информация, интриги и манипуляции стали причиной нового горя". Майер имеет в виду происки так называемых защитников жертв, всегда появляющихся в том случае, когда пахнет большими деньгами, которые можно получить в качестве компенсации за гибель близких.

К Калоеву явился немецкий адвокат Михаэль Витти. Подстрекая родственников погибших в России и скрывая от них информацию, он сыграл ключевую роль в трагедии, в которой приходится разбираться Верховному суду.

Сначала "специалист по возмещению материального и морального ущерба" заявил, что намеревается изучить вопрос, можно ли подать иск в США. Витти пообещал, что он добьется возмещения в размере 1,5 млн долларов за каждого погибшего. Затем он взялся за формирование общественного мнения. В российских средствах массовой информации он утверждал, что на борту самолета DHL, возможно, находились безбилетные пассажиры и немецкая сторона хочет скрыть этот факт. Попытки Швейцарии и Германии снизить размер компенсационных выплат, продолжал Витти, показывают, что эти страны видят в россиянах людей второго сорта. Виталий Калоев стал склоняться к тому, что адвокат прав. И Витти укреплял его в этом мнении.

В июле 2003 года на траурных мероприятиях в Юберлингене Калоев обратился к главе Skyguide Алену Россье: "Ты убил моих детей и даже не хочешь говорить со мной!" Это Витти говорил ему, что Skyguide "избегает любых контактов", сказал Калоев. На самом деле месяцем раньше в письме в Skyguide Витти запретил компании контакты с семьями погибших.

Несколько позже Витти и Калоев по приглашению Алена Россье встретились с ним в Цюрихе. Если бы в ночь трагедии авиадиспетчер не вмешался в маневры по расхождению самолетов, они бы не столкнулись, передает Калоев слова Россье и добавляет: "Витти чуть не подпрыгнул от радости и удалился на переговоры с адвокатами Skyguide".

Калоев хотел видеть Петера Нильсена, виновного диспетчера. Его имя в сокращенном варианте, говорит Калоев, он увидел в газете. Позже он видел его также в материалах дела, которые ему передал Витти. "Мы добились права на получение материалов дела специальным постановлением суда", – гордо говорил тот. Витти нельзя упрекать в том, что он ознакомил Калоева с делом, говорит адвокат Калоева Маркус Хуг. "Другое дело, что адвокаты потерпевших таким образом разжигали нездоровые страсти".

Тут как раз подоспело письмо от партнера Витти, гамбургского адвоката Геррита Вильманса. Skyguide предлагает по 60 тыс. франков за погибшего супруга и по 50 тыс. франков за ребенка. Родственники погибших, со своей стороны, должны отказаться от всех своих требований, писал Вильманс в ноябре 2003 года. Однако в этом случае Skyguide может предъявить в США собственные требования, предостерегал Вильманс, и это может привести к тому, "что Skyguide заработает на своем предложении". То, что это обычная практика – предлагать денежную компенсацию за потери, адвокаты умолчали; как и о том, что возможность подачи иска в США равна нулю, и о том, что из предложенных сумм они уже удержали свой гонорар в размере 33%.

"Skyguide хотела заработать деньги на телах моих мертвых детей", – такой вывод сделал из письма Калоев. Он считает так и сегодня: "Это осквернение памяти мертвых". Он хотел лишь одного – услышать извинение от авиадиспетчера. 24 февраля 2004 года он пришел к Петеру Нильсену и, очевидно, не получив того, к чему так стремился, убил его.

"Адвокаты сыграли роковую роль в этом деле, – говорит священник Вальтер Майер. – Они внушили Калоеву, что компания Skyguide выйдет сухой из воды". Только в психиатрической клинике Райнау Калоев узнал, что мировое соглашение никак не влияет на ход уголовного дела. Больше он не захотел иметь с Витти ничего общего. "Он выгнал его", – рассказывает Майер.

Но так просто отделаться от адвоката Калоеву не удалось. Как и остальные доверители, он имел с ним договор, эксклюзивный и практически нерасторжимый; Витти получает 33% от всех компенсационных выплат. Он представляет родственников 28 погибших, за каждого Skyguide платит по 150 тыс. долларов.

Несмотря на то что, говоря об иске в США, Витти обещал им в десять раз больше, сегодня он говорит, что с учетом непредсказуемости процесса не стал толкать людей на это. Мы, добавляет он, предпочли согласиться с разумным предложением Skyguide.

Родственникам погибших в аварии подвесной канатной дороги в Капруне, чьи интересы он представлял вместе с американским адвокатом Эдом Фейгеном, Витти тоже обещал миллионы и отметился своим отсутствием в апелляционном суде. "Качество жизни" для него важнее "новых успехов", сообщил Витти шокированным доверителям по электронной почте. Речь идет об "изощренном шахматном ходе", о сути которого он пока говорить не хочет, объяснил он позже корреспонденту газеты Berliner Morgenpost.

"Убийство авиадиспетчера – что скрывает Skyguide?" Витти объявился прямо перед началом процесса. На пресс-конференции он выказал недовольство в связи с тем, что всего за несколько дней до начала суда Skyguide якобы выплатила Калоеву 100 тыс. долларов – плата за молчание? В любом случае, требования Витти к Калоеву еще неизвестны. Витти оспаривает, что для него важен лишь гонорар, в деле, говорит он, имеется "политическая подоплека". "Мы же видим, что теперь меня упрекают в том, будто я подстрекал Калоева". Между тем родственники Калоева обратились с заявлением в немецкую прокуратуру, желая знать, имеет ли вообще договор с Витти законную силу.

Моника Фамай

Опубликовано 3 ноября 2005 года

Перевод веб-сайт Inopressa.ru

источник: Журнал "Facts" Швейцария