Чечня, Дагестан, Кабарда, далее - везде...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сонный курортный городок Нальчик на днях неожиданно был разбужен военными действиями: несколько сотен хорошо вооруженных людей одновременно атаковали четыре отделения милиции, министерство внутренних дел, ФСБ и аэропорт. В четверг кабардино-балкарская столица превратилась в зону боев, с применением автоматического оружия, гранатометов и артиллерии. Прилегающие леса обстреливала боевая авиация. И если ранее, в Ингушетии, Дагестане отряды боевиков приходили в города с лесных и горных баз, то здесь участниками вылазки являются в большинстве своем горожане-жители столицы. Некоторые даже в белых парусиновых брюках и стильных туфлях отправились на войну. И это показательно: в военное противостояние втянута молодежь, которая не имеет сколько-нибудь серьезной идеологической базы для своих действий, но которую не устраивает существующее положение дел в республике. А это, прежде всего, безработица, отсутствие позитивных перспектив.
Клановость, коррупция и казнокрадство, о которых докладывал полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак Владимиру Путину - те самые три ККК, которые столь эффективно вербуют в ряды боевиков наиболее активную часть мужского населения Северного Кавказа. И то, что "ваххабиты" финансируют мероприятие - только следствие, проистекающее из сложившейся и годами сохраняющейся нездоровой социально-экономической ситуации в регионе. С таким же успехом спонсорами могли бы выступать секта Свидетелей Иеговы, или Аум Сенрике - главное, чтобы секта была тоталитарной, с жесткой дисциплиной и эффективными методами вербовки и удержания вновь обращенных. Поскольку регион населен преимущественно мусульманским населением, недовольные слои населения взялась возглавить псевдоисламская секта. Для них, что в месяц Рамадан воевать, что школьников в заложники брать - не повод для моральных терзаний.
События в Нальчике нам всем показывают, как хрупка видимость благополучия на Кавказе. Даже на курорте "прорвало". В других субъектах региона ситуация во многом аналогичная: повальная безработица, застой деловой жизни, круговая порука проворовавшейся власти, неспособной осознать, что если она не изменит законсервированные еще со времен советского застоя правила игры, обнищавшие и лишенные возможности развиваться слои общества разнесут в прах прогнившую конструкцию. Именно эти причины спровоцировали военный конфликт в Чечне. Произошло это у нас намного раньше потому, что аккумуляция деструктивного заряда в крупнейшем промышленном, научном и культурном центре Кавказа, каким являлся Грозный на начало 90-х годов, произошла намного быстрее из-за более высокой динамики всех процессов. Столкнувшись с непониманием и нежеланием центральной власти и ее марионеток на местах к конструктивному диалогу, эта сила протеста повернула в русло вооруженного противостояния. Тем более что предыстор ия взаимоотношений Чечни и России к тому подталкивала.
Сегодня в любой из северокавказских республик маргинальные слои населения возьмут на вооружение любую идеологию, способную выступить консолидирующим началом. Если же эта идея еще и финансируется, то под своими знаменами она собирает очень быстро, и очень много сторонников. Президент Ассоциации ветеранов группы "Альфа" Сергей Гончаров, к примеру, так комментирует последние события: "Ничего чрезвычайного в этой ситуации я не вижу. Все то же самое мы регулярно наблюдаем в .Дагестане. Гибнут сотни людей, происходят массовые хищения оружия. Это плановая позиция боевиков, которая доказывает, что они есть, что они не уничтожены. Я не могу назвать ни одной республики Северного Кавказа, где бы четко работала правоохранительная система. Сплошная коррумпированность, поголовные случаи предательства. Поэтому смешно говорить о какой-либо системе противостояния боевикам". На минувшей неделе, таким образом, обнажилась ужасная реальность всекавказской войны. арубежные аналитики так и пишут: "региону угрожает третья кавказская война", Басаев и преемник Мас хадова Абдул-Халим Садулаев открыто говорят о "кавказском фронте", к которому наряду с Чечней они причисляют Ингушетию, Северную Осетию, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Краснодарский и Ставропольский края.
Хотя Москва и отправила на Северный Кавказ более 300 тысяч военных, а воинские части напичканы военной техникой, пожар войны только ширится. А причина в том, что не то и не так "лечат". В далеком 1990 году Верховный совет Чечено-Ингушской республики во главе с Докой Завгаевым провозглашал курс на экономическую самостоятельность республики исключительно в целях преодоления трех ККК, о которых спустя 15 долгих лет в пожарном режиме докладывал в Москву Дмитрий Козак. Не сепаратизм и авантюризм госстроительства обуревал тогдашний корпус народных депутатов, а осознание того факта, что далее по правилам коррупции, клановости и казнокрадства, которые были святы для партхозактива республики, она развиваться не может. Это тупик. Это социальный взрыв. Через четыре года и рвануло. Началась война.
Джохар Дудаев при первой же встрече с министром обороны Павлом Грачевым предупреждал Москву: военными действиями ситуацию не выправить. Начав боевые действия, очаг войны в рамках Чечни не удержать. Необходимо не карать оппонентов, а сотрудничать с ними в направлении поиска методов и средств оздоровления ситуации. Жизненно важно наладить партнерство регионов и центра. Следует ломать схему бесконечных "откатов" и кулуарного дележа властных ресурсов. Надо реформировать хозяйство, создавать рабочие места. Ведь молодой человек, зарабатывающий тысячу долларов в месяц, не в лес пойдет, а купит машину, женится и будет беспокоиться о том, как дать детям образование получше. Генерал Шаманов, которого в симпатиях к чеченцам заподозрить сложно, так и заявил год назад в телевизионном интервью: Дудаев был адекватный генерал, надо было тогда договариваться, а не запускать маховик войны.
Теперь же с оружием в руках противостоит Москве другое поколение лидеров - офанателое, плюющее на всякие там Женевские конвенции, отрицающее сами основы современной цивилизации, возможности межконфессионального мирного сосуществования. Для них жизнь человека - ничто, в том числе и собственная. Попробуй договорись.
Что удручает, у федерального центра по-прежнему нет конструктивной, отвечающей сложности ситуации стратегии, как помочь региону преодолеть стагнацию, встать на путь здорового социально-экономического развития. Многие из местных правителей посажены на свои посты Москвой, других она просто терпит, но все они насквозь коррумпированы. Надо менять кадры, выращивать и расставлять на ключевые посты грамотных технократов, способных оздоровить предприятие, отрасль, создавать рабочие места. Они должны получать приличные оклады. Необходимо проводить рыночное реформирование национальных экономик, создавать условия для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Деловая среда должна быть прозрачной: конкурсное замещение должностей, ротация кадров, независимый аудит, периодическая публичная отчетность. Средства массовой информации должны быть свободными. Жизнь всех, кто создает "точки роста" должна быть под защитой. Необходима политическая, воля направить инвестиции в рискованный
для них (прежде всего, по неэкономическим причинам) регион. И диалог. Постоянно с местным населением всех республик должен вестись откровенный диалог, в том числе на тему исторических несправедливостей, культурных ущемлений - чтобы дать сторонам выговориться, найти приемлемый вариант и навсегда закрыть тлеющие темы, генерирующие недоверие. А назначение всяких там генерал-губернаторов, да еще исключительно русских, и прямое управление из Москвы - только ухудшат ситуацию. Это как диссонанс симфонического оркестра, находясь за тысячу километров от него, выправлять. Нереально. И времени на ошибки больше нет. Все вышло.
Зулай Магомадова
Опубликовано 21 октября 2005 года