Нападение на Нальчик спровоцировали репрессивные действия властей Кабардино-Балкарии, считают эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Несмотря на то, что Джамаат Кабардино-Балкарии вел себя открыто, не стремился ни коим образом проводить агрессивную политику против властей, власти избрали политику подавления мусульман джамаата. Было много репрессивных действий в отношении его членов. И так как в итоге лидер джамаата Мусса Мукожев был вынужден уйти в подполье, многие мусульмане из джамаата ушли вместе с ним. После этого джамаат был дезориентирован и, как следствие, произошел серьезный раскол внутри, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. - И та часть очень молодых людей, которые раньше не придерживались экстремистских взглядов, взяли оружие в руки. Политика властей их просто вынудила так сделать,".

По мнению ученого, "не исключено, что это (события в Нальчике 13 октября - прим КУ) стало ответом на проводившуюся в последнюю время спецоперацию правоохранительных органов по выявлению членов джамаата Кабардино-Балкарии". "Не логично само выступление: ведь атаковавшие здания правоохранительных органов люди прекрасно понимали, что они проиграют, - говорит Ярлыкапов. - Возможно, это выступление было кем-то или чем-то спровоцировано. Но очевидно, что  не выступило большинство членов джамаата Кабардино-Балкарии, насчитывающего 10 тысяч человек. Это не масштабное выступление для столь мощной организации, а у Муссы Мукожева очень мощная организация".

По словам Ярлыкапова, репрессии против Джамаата Кабардино-Балкарии после событий в Нальчике могут усилиться, что приведет к новым жертвам. "Правоохранительным органам не нужно заниматься какой-то оперативной деятельностью, у них есть списки членов джамаата, все были они на виду, - говорит ученый. - Конечно, часть членов джамаата имела определенные связи с более радикальными братьями по вере. Но они никогда и не скрывали этого, а предпочитали эволюционный путь развития ислама. Но посмотрите, что происходило в Нальчике. Практически все нападения были на здания правоохранительных органов, на тех, кто с ними воевал в тот момент. И именно эти действия властей привели к расколу и радикализировали часть членов джамаата. И, на мой взгляд, ситуация в Кабардино-Балкарии будет развиваться по дагестанскому сценарию. Власти и радикальные члены джамаата будут друг другу мстить на личном уровне. Нападения на правоохранительные органы будут продолжаться".

По мнению ученого, именно местные власти во многих республиках Северного Кавказа своей политикой сами провоцируют активные действия со стороны джамаатов. "Пример других северокавказских республик, где власти не загоняют в подполье сторонников "чистого ислама", а наоборот стараются их легализовать, показывают, что при легализации экстремистов становиться меньше и их гораздо легче контролировать, - говорит научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. - Ведь когда они в подполье, контролировать, что они говорят, к чему готовятся, да и просто узнать их число, фактически невозможно".

При этом власть Кабардино-Балкарии "стрижет всех под одну гребенку", не желая прибегать к консультациям специалистов", считает эксперт. "На федеральном уровне есть определенное желание понять, как надо действовать, но в республиках все упирается в то, что бразды правления отданы силовикам. Приезжаешь в республику, в Минкульте, например, вполне толковые люди, но командуют парадом там не профессионалы, а силовики, - подчеркивает ученый. - И внятной, четкой политики на Кавказе у нас до сих пор нет".

Автор: