Глава Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев: число погибших занижено во много раз
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
- Во время нападения на Нальчик был ранен в голову мой отец Муса. Он четыре дня не выходил из дома, так как у него было очень высокое давление, и вот, когда полегчало, поехал вместе с матерью в город. Зашли в магазин в самом центре города, напротив 2-го отдела, центра "Т", там, где как раз самые ожесточённые бои шли. Когда вышли, шальная пуля ранила отца в голову. Слава Аллаху, состояние у него сейчас нормальное. Сейчас начали придумывать, что его пытались убить, всё-таки отец - муфтий, но я убеждён, что это шальная пуля.
Я и сам видел всю бойню. В тот день у меня были занятия в Исламском институте при Духовном управлении Кабардино-Балкарии, он находится в центре города. Вдруг слышу выстрелы, взрыв. Пошутил, что, наверное, кто-то в "Зарницу" играет. Один из моих учеников из Белой Речки поинтересовался: "А вы что, не в курсе? Там у нас обложили банду боевиков, я сам еле добрался до института. Видимо, их сообщники". Тогда начали выводить студентов. Сами. Ни одного милиционера не видел, даже не позвонили и не спросили, нужна ли помощь. У нас было несколько охотничьих ружей, их раздали преподавателям. Представьте, главный муфтий Кабардино-Балкарии стоит с ружьём у окна! Мы были уверены, что рано или поздно боевики попытаются ворваться к нам.
Потом я поехал в мечеть, посмотреть, как там ситуация. Никто не приходил на помощь и людям, находившимся в мечети. Доехать не смог - прямо перед капотом был такой плотный огонь, что пришлось остановиться. Два снайпера в девятиэтажках засели и вели огонь по всему, что движется. По самой мечети боевики, к счастью, не стреляли.
Конечно, было очень обидно, что ни в институт, ни в мечеть никто не приходил на помощь людям.
Предводителя боевиков Астемирова я видел лично всего один раз в 1998 году. Потом он уехал в Саудовскую Аравию учиться. А через три года вернулся якобы воевать в Чечне. Но на войну по непонятным причинам не пошёл, а начал создавать свой джамаат в Кабардино-Балкарии. Сейчас утверждают, что Астемиров входил в джамаат "Ярмук", созданный Русланом Гелаевым. Могу со стопроцентной уверенностью заявить, что это не так. Более того, между Астемировым и "Ярмуком" было столько разногласий, что чуть ли не до перестрелок доходило. Астемиров и его товарищи Руслан Нахушев и Муса Мукожев пытались вроде как создать альтернативу ДУМ КБР. Но мы видели, что при этом они активно вооружаются, о чём было прекрасно известно и силовикам, однако никаких действий те не предпринимали. Более того, Астемирову почти удалось зарегистрировать свою организацию в Минюсте. После нападения на Госнаркоконтроль в прошлом году многие от Астемирова отвернулись, так как стало понятно, чем именно он планирует заниматься. Но в его банде есть абсолютно зомбированные люди, которым уже ничего не объяснишь. Промывали мозги и детям - у мечети лежали тела 16-17-летних ребят.
Я абсолютно уверен, что "Ярмук" к нынешнему нападению не имеет никакого отношения. Я узнал в двух убитых на улице боевиках последователей Астемирова. Кто в его банде, знал не только я - у МВД есть полный список членов джамаата КБР. Сейчас по нему проводят адресные задержания. Более того, когда в прошлом году в Баксан приезжал Шамиль Басаев, именно Астемиров с дружками обеспечили ему тёплый приём. Если простые люди об этом знают, то как об этом могли не знать спецслужбы? А если знали, в чём я убеждён, то почему ничего не предпринимали?
Мы первыми забили тревогу о деятельности джамаата КБР, но нас никто не слушал. Все играли в шпионские игры. И вот результат - погибли невинные люди.
И сейчас что-то непонятное происходит. Говорят о 24 погибших, но это сильно заниженная цифра. Мой сосед был в заложниках в 3-м отделении милиции. Он говорит, что почти всех заложников сразу же расстреляли. Были среди нападавших и люди в гражданской одежде, которые, спрятав оружие под одеждой, пробирались в толпу и открывали огонь.
Записал Михаил Яковлев
Насан Шугушев, главный врач городской больницы № 1:
- Пострадавшие стали поступать к нам в промежуток с полдесятого утра до полудня. Сначала их привозили мирные жители, потом доставляла "скорая". Сразу привезли два трупа погибших в перестрелке - одна женщина и один милиционер. 13 октября к нам поступили 19 человек (все в сознании): 12 из них - сотрудники правоохранительных органов, 7 - мирные жители, детей среди них нет. У всех разные ранения - в основном осколочные и огнестрельные. Четверо мужчин сейчас в реанимации. У них тяжёлые ранения: задеты жизненно важные органы. Их родственники сейчас на улице ждут. Других пострадавших отвезли во 2-ю и республиканскую больницы.
Михаил, охранник детского сада № 44:
- О том, что случилось, мы узнали через полчаса - примерно в полдесятого утра. Быстро эвакуировали всех детей, расселив их по близлежащим домам. Потом, когда закончились "жаркие события", родители забрали их всех домой... Слышал, как стреляли вчера недалеко от детсада. Также перестрелка была рядом со школой № 5: 2-й отдел милиции прижал там ваххабитов. А когда начали стрелять, все подумали, что школу захватили.
- А что слышали о бандитах и украденном ими оружии?
- Говорят, они к магазину, в котором хранилось оружие, подъехали на тракторе "Беларусь", вырвали решётку и забрали оружие. А свой арсенал они вроде складировали за городом на неработающем заводе железобетонных изделий, расположенном между Нальчиком и посёлком Хеджеб - там нашли целый арсенал оружия и взрывчатки.
Анзор Апшев, заместитель директора школы № 1 г. Нальчика:
- Рядом с нашей школой не стреляли - она находится на периферии. Бои были в центре города. Перестрелка началась в девять часов утра, и мы сразу же закрыли школу. Уроки шли в обычном режиме. Дети ничего не знали - мы старались их не посвящать.
- Как вы думаете, против кого была направлена акция ваххабитов?
- Мне кажется, против сотрудников силовых структур, а не против мирного населения. Разрушения есть во всех зданиях силовиков. Около Нальчика есть населённый пункт Хасанья (он тоже относится к городу). Там, по всей видимости, был основной костяк ваххабитов. И эти нападения в городе на силовые структуры были, по всей видимости, для того, чтобы отвлечь внимание и дать этой группировке скрыться.
Елена Маякова
Опубликовано 18 октября 2005 года