На нашей Родине должны определиться: хотят нас там или не хотят

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Все наши беды и несчастья, без преувеличения, проистекают от малочисленности. Накануне войны, когда вдруг появилась возможность общаться с представителями абхазской диаспоры, нам всем казалось, что выход найден. Необходимо только приложить усилия, чтобы возвратить хотя бы какую-то часть своих соотечественников. К тому же налицо были очень показательные примеры, когда достаточно многочисленные нации по крупицам возвращали и собирали людей, в которых хотя бы в третьем поколении отыскивалась "родная кровь". Те, кто имел отношение к Народному форуму, помнят, как мы встречали первых вернувшихся абхазов.

Возможно, война изменила мир наших ценностей и, лишившись огромной части генетического потенциала, мы взамен инстинкта самосохранения нации приобрели совсем иные инстинкты, девальвирующие ценности, позволившие отстоять Родину.

Многожды проговорено, какие условия способствовали оттоку репатриантов, который в какой-то момент приобрел тенденцию массового исхода. Тогда государство, скорее всего, приспосабливаясь к чужым интересам, даже не попыталось "включить" механизмы, способствующие не то что притоку, но даже препятствующие оттоку и так немногочисленных наших соотечественников, рискнувших вернуться на Родину. Комитет и фонд по репатриации выполняли функцию декоративного фона, и это устраивало власть. Здесь аккумулировались неподотчетные средства, создавалась среда для элитного "бизнеса" и отмывания денег. За 12 послевоенных лет так и не было создано даже государственной программы по репатриации. Исчез этот вопрос и из переговорного процесса. Мы продолжаем вести себя как многомиллионная нация, разбрасывая своих соотечественников в разные стороны.

Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что власти даже не рискуют всенародно огласить данные переписи и, пренебрегая абхазами, живущими не только в дальнем, но и ближнем зарубежье, мы подходим к той самой грани, за которой нас ждет  судьба уже ушедших. Но как милосердна к нам история! На самом краю небытия она щедро предоставила нам еще один шанс выжить и возродиться, чтобы "море было по колено", даже если оно черное.

Международный фонд "Кавказ" находится в азиатской части Стамбула. В его библиотеке литература по истории Кавказа. На полках знакомые переплеты книг абхазских писателей. Вице-президент ассоциации Ерол Акушба достает гармошку, на ней он играет адыго-абхазские напевы на торжествах, которые проводятся здесь же, перед зданием фонда. Мы говорим о судьбе адыгов и абхазов, волею судьбы оказавшихся в Турции. Говорим через переводчика: у абхазов - гражданина Турции и гражданки России - нет единого языка общения. Наверное, поэтому наше общение приобретает традиционную форму вопросов и ответов. Ерол рассказывает, что абхазы, абазины и адыги представляют здесь единое целое. "Между нами очень близкие связи, у нас общие традиции и культура. Взаимоотношения между нами не носят политического характера, скорее, можно было бы сказать, что нас объединяют культурные традиции наших народов и отношение к Родине. Это своеобразная ностальгия по культурным традициям". Отсутствие общественно-политической составляющей Ерол считает большим минусом всех абхазо-адыгских объединений на Востоке. И приводит пример Анкары, где на сегодняшний день в 25 абхазо-абазинских пунктах сохраняют  фольклорные, исторические и народные традиции. "К сожалению, и в наших организациях присутствует фольклорная составляющая, но нет никакой работы над политическим сознанием людей", - констатирует он. Мой собеседник считает, что отсутствие общественно-политического сознания приведет  диаспору к утрате родного языка, а фольклорная составляющая станет лишь оригинальным декоративным элементом. "Тем, кому до 30 даже знают абхазский язык, чтят традиции, но лишь пока живут в деревнях.   Попадая в город, наша молодежь, конечно же, перестает соблюдать традиции, утрачивает язык". К вопросу репатриации Ерол подходит прагматично, считая, что до тех пор, пока в Абхазии не будут созданы условия для возвращения соотечественников, идея репатриации останется утопической мечтой.

- Многие наши соотечественники интегрировали в турецкое сообщество. Но вопрос возвращения на Родину во многом зависит от возможности беспрепятственного передвижения, безопасности, стабильности. На нашей Родине должны определиться, хотят нас там или не хотят. Когда репатрианты возвращаются и жалуются на беспредел и беззаконие, мало у кого может возникнуть желание возвращаться на Родину. Я хочу, чтобы мои дочери часто бывали на своей исторической Родине, но для этого должна быть соответствующая атмосфера, необходимо поднимать уровень национального самосознания среди молодежи, проводить пропаганду и, конечно же, отношения - они должны быть честные.

- Но в Турции есть представительство Абхазии, которое, наверное, и занимается этой деятельностью?

- Есть тут один человек, но возможности его очень ограниченны. К тому же он не имеет никакого влияния на диаспору. Если его завтра здесь не будет, ничего не изменится, более того, никто этого и не заметит.

-В таком случае, кто объединяющая сила?

- Есть у нас две организации - кавказская федерация и объединение кавказских федераций. Между ними большие разногласия. Хотя в общем обе эти организации похожи между собой тем, что они приспосабливаются под  власть. Они говорят о репатриации, но ничего не делают. Нет никакой программы, нацеленной на достижение этой цели.  Они никогда не требовали от правительства признания прав репатриантов. В прошлом году 1 мая на конференции в Краснодаре президент МЧА сравнил геноцид народов Кавказа с потерями российской армии. На мой взгляд, цинично сравнивать военные потери с геноцидом наших народов. Я что хочу сказать, что и здесь и там все наши структуры провластные. Они все время подстраивают свою идеологию под руководство - России, Турции. Между тем в Турции общество и власть сильно разделены. Во время грузино-абхазской войны народ поддерживал абхазов, а власть заявляла о свей поддержке агрессора - Грузии.

Что касается объединения кавказских федераций, его создавали бывшие отставники, пенсионеры с крепкими связями. Все свои действия они согласуют с правительством, и оно потворствует им.

-Раз уж мы заговорили о власти:  Турция заявляет о готовности играть посредническую роль в урегулировании "грузино-абхазского конфликта". Что вы думаете по этому поводу?

- Это пустые заявления. У них нет никакой концепции, они лишь потворствуют Грузии.

- Однако есть грузинские политики, ориентированные на поддержку в Турции, в том числе среди диаспоры?

- С нами они тоже встречались. Они предлагали абхазо-абазинской диаспоре выступить в роли посредника в диалоге между Грузией и Абхазией. Мы сказали, что прежде чем говорить о диалоге между Грузией и Абхазией, Грузия должна снять блокаду, решить вопрос нашего свободного передвижения в Абхазию. Без предварительных уступок со стороны Грузии садиться за стол переговоров вообще бессмысленно. Они хотели, чтобы мы с предложением выступить посредником на переговорах поехали в Сухум. Но мы ответили, что в условиях когда существуют такие меры, говорить о диалоге невозможно.

- Ерол, вы являетесь вице-президентом фонда "Кавказ", что это за организация, какие у вас цели?

- Мы создали этот фонд  когда началась война между Грузией и Абхазией. Тогда все наши люди хотели помочь, но не обладали никакой информацией, а следовательно, не знали, как помочь.  Стало очевидно, что нет организации, которая займется возникшими вопросами. Тогда мы (21 человек) учредили этот фонд.10 лет назад мы официально зарегистрировались и купили здание, в котором теперь и фонд, и информационное агентство "Кавказ". Делаем мы это для того, чтобы наши соотечественники могли получать достоверную информацию о событиях, происходящих на нашей исторической родине. Мы думаем, что таким образом будет расти наше влияние на диаспору, мы активно поддерживаем молодежь, стараемся формировать у них политическое самосознание. У нас иной взгляд на проблемы Кавказа: мы критически относимся к властям на Кавказе. Мы за право каждого свободно высказывать свое мнение. Мы поддерживаем свободу вероисповедания. Наши партнеры - не власть, а гражданское общество.

- Недавно в Абхазии прошли выборы президента. Имели ли вы возможность наблюдать за происходящими событиями?

- Для диаспоры были очень важны события, происходившие во время выборов президента. Мы очень внимательно наблюдали, как Абхазия сдаст экзамен на демократию. Мы видели, как старая власть не хотела уступать своих позиций. Конечно, доступ к  достоверной информации был делом сложным. Когда мы критиковали Ардзинба, было очень активное противостояние с руководством многих наших организаций. Но мы все равно предоставляли нашим соотечественникам правдивую информацию. Мы публиковали все, что происходило в Абхазии, брали интервью у ваших политиков. Когда Багапш стал президентом, произошло изменение отношения к новой власти в Абхазии. Теперь те, кто нам противостоял, стали хорошо отзываться о новом президенте. Но надо понимать, что все это лишь для того,  чтобы сохранить свои экономические связи. Мы не враги Ардзинба или сторонники Багапша, мы просто несли правду.

- Кто ваши партнеры в Абхазии?

- Мы работаем не с организациями, а с людьми, потому что ваши организации так же скомпрометировали себя, как и наши.

- Как вы думаете, какие усилия надо предпринять, чтобы изменить демографическую ситуация в Абхазии?

-Мы переживаем эту трагедию Абхазии, Адыгеи. На мой взгляд, правительству этих республик необходимо принимать специальную программу, направленную на повышение рождаемости. Государство должно поддерживать многодетные семьи. Что касается возвращения репатриантов - этот процесс должен быть сопутствующим. Для этого политикам Абхазии необходимо решить вопросы, связанные с двойным гражданством, и принимать программы, направленные на возращение людей. Конечно, если будут созданы условия и будет стабильность, будет больше перспектив.

Информация: Президент Сергей Багапш встретился с юными соотечественниками из Турции, отдыхающими в настоящее время в Абхазии, - сообщает агентство "Апсныпресс. От имени руководства страны глава государства приветствовал приехавших на историческую Родину детей - потомков абхазских махаджиров. Багапш выразил сожаление, что из-за проблем, возникших на границе, не все желающие смогли приехать на землю предков. Президент пообещал, что в будущем году руководство страны создаст максимально комфортные условия для отдыха детей махаджиров.

Багапш попросил председателя госкомитета по репатриации Анзора Мукба и руководителя Центра имени Омара Беигуа, автора проекта "Лето-2005" Алину Ачба, определить место, где в будущем будут отдыхать ребята. Президент заверил, что государство возьмет на себя все расходы по ремонту и благоустройству выбранного помещения.

Руководители детского лагеря поблагодарили президента за внимание. Сергей Багапш вручил детям подарки и сфотографировался с ними на память.

Опубликовано 15 августа 2005 года

источник: Газета "Нужная"