Армения: сила слухов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Договор о возможной продаже распределительных электросетей Армении российскому энергетическому гиганту вызвал шумные протесты оппозиции, обеспокоенной судьбой стратегических объектов страны.
Согласно договору, подписанному в июне, российская компания РАО ЕЭС приняла в управление от канадской компании, зарегистрированной в Великобритании, энергосет Армении. Midland Resources в свое время приобрела 100 процентов акций общества "Электрические сети Армении" по договору, заключенному в 2002 году.
В информации, присланной IWPR по электронной почте, Midland Resources сообщила, что она по-прежнему владеет "Электрическими сетями Армении", но в долгосрочной перспективе хотела бы продать эту компанию РАО ЕЭС.
В Армении изначально распространялись противоречивые сообщения о содержании договора. Говорили о том, что российская компания уже вступила во владение акционерным обществом. А в это время правительство заявляло, что ему ничего не известно о долгосрочной цели передать акции "Электрических сетей Армении" российской РАО ЕЭС.
Правда, в первых сообщениях контракторов по этому вопросу ясно и четко говорилось, что управление "Электрическими сетями Армении" переходит от Midland Resources к Interenergo, входящей в группу РАО ЕЭС, сроком на 99 лет.
Но ни министерство энергетики, ни Комиссия по регулированию сферы общественных услуг Армении не были уведомлены о данной сделке.
Как утверждается, формально в этом не было необходимости. В "Электрических сетях Армении" IWPR заявили, что не обязаны были оповещать правительство о договоре.
"Мы должны уведомлять правительство лишь в случае продажи акций, но продажа не имела места, произошла только передача в управление. Соответственно, мы никого и не информировали", - пояснила пресс-секретарь "Электрических сетей Армении" Маргарита Григорян.
Однако оппоненты правительства Армении не переставали бить тревогу.
"Каждому дураку понятно, что передача компании в управление на 99 лет может означать лишь продажу", - говорит член парламента и лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян.
Саркисян утверждает, что договор об "Электрических сетях Армении" ставит Армению в еще большую зависимость от России. Он отметил, что на долю РАО ЕЭС и так уже приходится от 75 до 80 процентов энергии, производимой в Армении, а теперь она старается взять под свой контроль и систему распределения электроэнергии.
"Совершенно ясно, что тот, кто владеет рубильником, владеет и страной", - заявил он.
Этот вопрос стал еще более запутанным после опубликования ежегодного отчета РАО ЕЭС за 2004 год (от 28 июня). В отчете говорится, что Interenergo приобрела 100 процентов акций "Электрических сетей Армении" за 73 миллиона долларов.
Сообщения о продаже основного стратегического объекта страны подогрели волнения в Армении, усугубляемые подчеркнутым молчанием правительства.
Эксперт общественно-политической организации "Армат", экономист Эдуард Агаджанов отметил, что продажа армянских распределительных сетей зарубежной компании попирает национальные и стратегические интересы страны.
"Владелец электросетей будет диктовать всему рынку свои условия, как производителю, так и потребителю, что неприемлемо", - заявил Агаджанов IWPR.
Секретарь оппозиционной фракции "Справедливость" Виктор Даллакян более категоричен. Он предупреждает, что "Армения окажется под угрозой энергетического террора".
Неопределенность сделки вызвала негодование и международных организаций.
Представитель миссии Всемирного банка в Ереване Роджер Робинсон заявил на пресс-конференции 8 июля, что, по его мнению, "очень важно, чтобы официальная информация о событиях в этой области [дистрибуции электроэнергии] была регулярной и прозрачной".
На этой неделе Робинсон заявил IWPR, что эти замечания имели целью "дать сигнал тревоги и напомнить народу и, в особенности, правительству о необходимости соблюдения правовой процедуры".
Робинсон убежден, что этот метод оправдал себя, так как "пресс-конференция и в самом деле оживила многих".
18 июля Агентство международного развития правительства США (USAID) сделало сообщение для печати, в котором выражалась озабоченность тем, что "передача "Электрических сетей Армении" в имущество другой компании, по-видимому, произошла в обход важных постановлений правительства Армении, защищающих права армянских потребителей". USAID даже заявило о "возможном пересмотре пакета помощи Армении в свете изменения формы владения "Электрических сетей Армении" или отсутствия необходимых процедур при внесении изменений в соответствующее соглашение".
25 июля Михаил Мантров, заместитель генерального директора "Интер РАО ЕЭС", филиала РАО ЕЭС, дочерней компанией которой является Interenergo, отверг прежнее заявление группы, заявив на пресс-конференции, что "Электрические сети Армении" были переданы для управления, а не во владение. Midland Resources заявила еще 20 июля, что она остается владелицей "Электрических сетей Армении".
После переговоров с заинтересованными компаниями Комиссия по регулированию общественных услуг Армении заключила 22 августа, что все акции "Электрических сетей Армении" и в самом деле остаются во владении Midland Resources.
На этой неделе президент Midland Resourses Алекс Шнайдер сообщил IWPR по электронной почте, что его компания надеется продать "Электрические сети Армении" российской фирме после выполнения всех законных процедур. Он также настаивал на том, что его фирма добросовестно выполняла свои обязательства перед правительством Армении.
"Цель сделки - продать компании РАО ЕЭС 100 процентов акций "Электрических сетей Армении", принадлежащих Midland Resourses, - заявил он. - Сделка разделена на два этапа. Сначала, чтобы подготовиться к проведению сделки, обе стороны изучат активы компании и подготовят, совместно с правительством Армении, условия для совместного управления ею. На этом этапе Midland Resourses будет оставаться единственным владельцем акций "Электрических сетей Армении".
"Второй этап сделки предусматривает передачу акций. Это может произойти только при согласии правительства, как это предусмотрено первоначальным контрактом, заключенным между Midland Resourses и правительством Республики Армения".
Шнайдер также заявил, что ему не известно о существовании каких-либо нерешенных вопросов с правительством Армении и что, по его мнению, не видит никакой необходимости в дальнейшем изучении вопроса. "Насколько мне известно, заявления РАО ЕЭС и Midland Resourses полностью удовлетворили правительственную комиссию. Наша компания всегда выполняет обязательства по контракту. Она действовала в полном согласии с законодательством Республики Армения", - заявил он IWPR.
Это сделка стоимостью в "более чем 70 миллионов долларов", добавил он.
Тем временем, правительство Армении поручило юристам проверить законность передачи РАО ЕЭС права управления "Электрическими сетями Армении".
"Мы хотим изучить договор, разобраться в осуществленной сделке и сравнить процесс с положениями договора, который был подписан между правительством Республики Армения и Midland Resources в 2002 году, - сообщил заместитель министра энергетики Армении Арег Галстян. До тех пор мы воздержимся от какого-либо заключения".
Однако такие действия дали основания общественности думать, что правительство не разглашало известную ему информацию. Соответственно, оно было обвинено в непрозрачности действий.
"Начиная с периода независимости, почти все сделки в стране проходили под покровом таинственности. Данная сделка не является исключением", - говорит член парламента от оппозиции Саркисян.
Настойчивые вопросы корреспондента IWPR, задаваемые представителям правительства, не смогли внести дополнительную ясность в этот вопрос. Они официально не признали даже тот факт, что конечной целью Midland Resources является продать акции "Электрических сетей Армении" компании РАО ЕЭС.
Представитель Всемирного банка заявил в Ереване, что официального подтверждения о намерении продать "Электрические сети Армении" российской энергетической группе все еще не получено.
Он также заявил, что его волнует не столько то, что потенциальным покупателем является российская компания, сколько удовлетворенность правительства Армении необходимой квалификацией, правильным финансовым управлением и честными действиями покупателя.
Робинсон не видит никаких препятствий для продолжения нынешних программ Всемирного банка в Армении, если правительство будет придерживаться процедур, установленных им самим, и международных правил прозрачности.
Что касается политических кругов, шум по поводу передачи России контроля над стратегическими объектами Армении там, по-видимому, продолжится. Сторонники правительства, например, заместитель председателя парламента Ваган Ованесян, утверждают, что так как эти две страны - союзники, присутствие РАО ЕЭС в энергетическом секторе Армении "ничем не угрожает нашей национальной безопасности".
Однако оппозиционные партии вряд ли упустят возможность нападения на правительство в момент, когда российская компания начинает переговоры о приобретении "Электрических сетей Армении".
Наира Мелкумян, независимый журналист, Ереван.
Опубликовано 11 сентября 2005 года