Прокурор вызвал президента

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Поручение президента Владимира Путина генпрокурору Владимиру Устинову об отправке в Северную Осетию спецгруппы для проверки хода расследования о нападении террористов на школу в Беслане вчера обернулось неожиданным скандалом. Выполнять поручение был отправлен замгенпрокурора Владимир Колесников. И уже на третий день пребывания в республике он -- впервые за все время, прошедшее с сентября прошлого года, -- официально подверг результаты расследования если не сомнению, то серьезной критике.

Как сказал вчера на пресс-конференции г-н Колесников, расследование захвата бесланской школы №1 проводилось неидеально, были допущены некоторые недостатки. В частности, в рамках расследования так и не была проведена пожарно-техническая экспертиза. «Я признаю, что пожарно-техническая экспертиза назначена с опозданием. Но лучше поздно, чем никогда. Ее надо сделать обязательно, чтобы получить все необходимые ответы», -- сказал замгенпрокурора. Почему она не была проведена сразу, и какие результаты она может дать теперь - после того, как разрушенное здание школы целый год омывали дожди и снег, - разъяснено не было.

Владимир Колесников отметил, что следственной бригаде предстоит большой объем работы также и по ситуационной экспертизе, результаты которой будут готовы в октябре. «Мы с нетерпением ждем результатов этой экспертизы, потому что она очень сложная, но именно по ней предстоит большой объем следственных действий. Это будет основанием, чтобы сделать выводы по конкретным руководителям, в том числе и федерального уровня», -- сказал замгенпрокурора.

Также он отметил, что после получения результатов ситуационной экспертизы могут быть возбуждены еще несколько уголовных дел, но уже по новым фигурантам. Другой замгенпрокурора Николай Шепель, возглавляющий следствие по событиям в Беслане, сказал, что пока рано говорить о виновности некоторых должностных лиц. «Владимир Ильич (Колесников. - Ред.) подтвердил мои слова о том, что только после завершения ситуационной комиссии мы сможем сделать выводы о вине тех или иных руководителей. Кроме того, Владимир Ильич вместе с рабочей группой на объем выполняемой нами работы смотрит свежим взглядом», -- сказал г-н Шепель.

Г-н Колесников объявил, что на допросы будет вызван и весь руководящий состав республики Северная Осетия, включая действующего президента - Таймураза Мамсурова, у которого среди заложников было двое детей -- сын Зелим и дочь Замира. По словам г-на Колесникова, оказалось, что президент республики ни разу не был вызван на допрос, как и ряд других республиканских руководителей: «Я не могу найти объяснения такому поведению. Складывается впечатление, что кому-то неинтересна истина по этому делу». Он отметил, что не понимает г-на Мамсурова, который уехал в Москву по вызову Владимира Путина в тот самый момент, когда прибыла комиссия центрального аппарата Генпрокуратуры, после этого тут же не вернулся домой. «Я, заместитель генерального прокурора, приехал сюда. Почему нет? Пусть руководители республики тоже приезжают ко мне и дают показания о том, что им известно. А они, наверное, собирают все, что можно, из средств массовой информации. Высматривают, что там говорят журналисты. Я буду проводить расследование столько, сколько нужно. И допрошены будут все, все до одного!», -- громко объявил г-н Колесников.

Между тем, руководитель пресс-службы главы республики Ксения Гокоева заявила вчера, что «как и любой житель Северной Осетии Таймураз Мамсуров готов содействовать следствию насколько это в его силах. Он, как и любой житель Беслана, заинтересован в установлении истины». По словам г-жи Гокоевой, вчера в два часа дня глава республики вернулся из служебной командировки в Москву и сразу же направился в прокуратуру. «Г-ну Мамсурову действительно пришло письмо из прокуратуры, в котором его приглашали на допрос 7 сентября в любое удобное для него время. О том, что его нет в республике и он игнорирует приглашение на допрос, г-н Мамсуров узнал из СМИ. Но ведь в два часа день еще не заканчивается», -- сказала г-жа Гокоева.

Владимир Колесников, как он сообщил, не понимает и того, почему председатель республиканской парламентской комиссии Станислав Кесаев отказался давать показания - как в ноябре 2004 года, так и вчера. «А ведь всего несколько дней назад г-н Кесаев заявлял о сотрудничестве с Генпрокуратурой и обещал предоставить нам всю имеющуюся у него информацию. А теперь он отказывается отвечать на вопросы следователя и называть свои источники информации. Что за позиция одного из руководителей республики? Создание парламентской комиссии - это не самоцель», -- возмутился г-н Колесников.

Сам же г-н Кесаев вчера недоумевал, почему г-н Колесников «высказывается подобным образом, дезинформируя общественность». «Почему-то г-н Колесников не объясняет, по какой причине я не даю показания. А ведь меня вызвали как первый, так и в этот раз для дачи показаний в качестве свидетеля по этому делу. Я категорически с этим не согласен. Поскольку, как депутат, имею право не разглашать источники информации в качестве свидетеля. И я ни в коем случае не отказываюсь от помощи в расследовании теракта. И надеюсь, что мы найдем точки соприкосновения и взаимодействия для продуктивной работы в другом моем качестве по делу», -- пояснил «Времени новостей» г-н Кесаев.

Между тем, г-н Колесников остался доволен «продуктивностью встречи с комиссией «Матери Беслана», с членами которой он встречался 6 сентября в Беслане, и пообещал на все вопросы пострадавших постараться «дать объективный, полный и всесторонний ответ». «Я впервые удовлетворен встречей с пострадавшими, которая прошла в спокойной, деловой и доверительной атмосфере», -- сказал замгенпрокурора. Он обещал, что все материалы следствия, если возникнет такая необходимость, будут направлены на доработку. При этом г-н Колесников подчеркнул, что не уверен, устроят ли пострадавших ответы возглавляемой им спецгруппы Генпрокуратуры. «В этом случае мы еще раз встретимся, и будем работать до тех пор, пока белых пятен в расследовании теракта не останется. Мы докопаемся до истины», -- заверил он пострадавших.

В конце пресс-конференции г-н Колесников заявил, что в рамках основного дела о теракте закончено расследование уголовного дела в отношении троих сотрудников милиции. Начальник внутренних дел Правобережного района Мирослав Айдаров, замначальник по общественной безопасности Таймураз Муртазов и начштаба райотдела Гурам Дряев обвиняются в халатности, повлекшей смерть людей. «Недобросовестное отношение обвиняемых к исполнению своих служебных, прямых обязанностей способствовало тому, что банда террористов беспрепятственно пересекла административную границу, проникла на территорию Северной Осетии и захватила школу. В ближайшее время материалы дела будут переданы в Верховный суд республики», -- зачитал из обвинительного заключения г-н Колесников.

Кроме того, замгенпрокурора взял под личный контроль расследование в Северной Оестии ряда других уголовных дел в отношении чиновников. «Я лично буду следить за ходом расследований нескольких ограблений, произошедших в последнее время во владикавказском банке «ДИГ». В этом деле имеется интересная информация. А также буду следить за расследованием дел в отношении главы администрации Пригородного района, а также по Фонду медицинского страхования», -- сказал г-н Колесников.

Екатерина Карачаева

Опубликовано 8 сентября 2005 года

источник: Газета "Время новостей"