Правозащитники подвели итоги поездки в Астраханскую область в связи со столкновениями на этнической почве в Яндыках
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Завершилась поездка в Астраханскую область директора Московского бюро по правам человека Александра Брода и юридического директора МБПЧ, президента Секции Международного общества прав человека в России Владимира Новицкого в связи с событиями в селе Яндыки 16-18 августа. В ходе поездки состоялись встречи с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным, Уполномоченным по правам человека в Астраханской области Юрием Салтыковым, первым заместителем начальника УВД Астраханской области Юрием Бондарем, прокурором Астраханской области Евгением Волколуповым, лидерами общественных организаций, жителями села Яндыки.
В настоящее время в селе наблюдается высокий уровень безработицы в связи с упадком сельского хозяйства. Ситуация в Астраханской области осложнилась в связи с массовым притоком вынужденных переселенцев из Чечни за последние 10 лет. Местное население восприняло приезжих как конкурентов в борьбе за рабочие места, сообщается в пресс-релизе Московского бюро по правам человека.
Причиной обострения ситуации стало осквернение тремя молодыми людьми чеченской национальности местного кладбища в феврале этого года. В частности, был разрушен памятник на могиле солдата, погибшего в Чечне. Однако местный суд приговорил осквернителей к небольшим условным срокам, что было болезненно воспринято населением села. Непосредственным же детонатором конфликта послужила драка между жителями села, произошедшая в ночь с 15 на 16 августа. В ходе этой драки от огнестрельного ранения скончался 24-летний Н.Болдарев, калмык по национальности. В его смерти местные жители обвинили чеченцев. Вместе с тем, кто конкретно совершил преступление, неизвестно. В настоящее время прокуратура области ведет расследование. Во время похорон Н.Болдарева 18 августа толпа (около 500 человек) начала жечь дома и машины, принадлежащие чеченцам, и бить их владельцев. Всего было сожжено 8 домов, разбито 3 автомобиля, 5 человек получили телесные повреждения.
На следующий день на сельском сходе в адрес чеченцев звучали обвинения в нападениях и насилии по отношению к живущим в Яндыках русским и калмыкам. Собравшиеся требовали поголовного выселения живущих в селе чеченцев.
Областная администрация оперативно отреагировала на события в селе Яндыки. Туда были переброшены значительные силы сотрудников правоохранительных органов, пресекшие погромы и предотвративших новые столкновения. Всего на территории Лиманского района Астраханской области для проведения оперативно-розыскных мероприятий было задействовано 843 сотрудника милиции. Отмечая оперативные действия областной администрации, МБПЧ в то же время отмечает, что вспышка насилия во многом была вызвана бездействием районных властей и правоохранительных органов, не предотвративших конфликт на начальной стадии.
По итогам рассмотрения ситуации МБПЧ направило губернатору области Александру Жилкину следующие рекомендации:
- анализ и корректировка областного миграционного законодательства на предмет соответствия федеральному законодательству и международным правовым нормам;
- разработка экспертного заключения в Правительство РФ по приданию Астраханской области особого статуса как приграничной области и усиление режима охраны границ, совершенствование таможенного контроля;
- проведение социологических опросов в Астраханской области на предмет выявления уровня конфликтности-толерантности с целью выработки специальных образовательных программ;
- проведение круглых столов с участием экспертов МБПЧ, экспертов ОБСЕ и других международных структур, лидеров национальных и религиозных объединений по совершенствованию межнационального и межрелигиозного диалога, миграционной политики;
- открытие юридической правозащитной приемной для рассмотрения обращений представителей этнических групп области;
- проведение учебно-тренинговых семинаров для местных чиновников, журналистов, сотрудников правоохранительных органов, лидеров национальных и религиозных объединений, правозащитников, педагогов для совершенствования знаний по проблемам экстремизма, ксенофобии, по формированию основ толерантности. Выпуск специальной учебно-методической литературы;
- проведение форума в г.Москва "Астраханская область: инвестиционная привлекательность и социально-экономическое развитие" для инвестиционных фондов РФ и зарубежных стран, частных инвесторов, торгово-промышленных палат РФ и зарубежных стран, торгово-экономических отделов посольств зарубежных стран и всех заинтересованных лиц;
Необходимость реализации этой программы, по мнению правозащитникрв, доказывает то, что Астраханская область буквально на днях пережила еще один инцидент - в селе Поды Черноярского района 6 сентября. На сей раз причиной столкновения между местными жителями и турками-месхетинцами, прибывшими в село несколько лет назад, стал спор из-за земельных участков.
"Местная власть выставила себя в глупом положении. Сейчас есть у власти есть только две стратегии поведения во время таких ситуаций. Первая распространена в Краснодаре, Ростове, например - это объяснение конфликтов с точки зрения нарушения межэтнического баланса, как они говорят, - комментирует корреспонденту "Кавказского узла" недавние события в селении Яндыки Астраханской области представитель ПЦ "Мемориал" Александр Осипов. - Это произошло и власти все заносят в графу межэтнических конфликтов. Мол, мы же предупреждали, что мигранты нарушают межэтнический баланс, возникают противоречия, ксенофобия. Проблема в мигрантах, якобы. Значит надо их отсюда гнать и сделать так, что бы их было как можно меньше. И эта мысль постоянно повторяется, любое событие привязывается к этой мысли. И это становится идеологической, пропагандисткой линией".
"Вторая стратегия прямо противоположная - даже если есть явные признаки межэтнического конфликта, власть списывает все на обычное, чистое хулиганство. Убили, например, таджикскую девочку, а власти говорят: "криминальные разборки, ничего не было, никакой расовой розни", - продолжает Осипов. - И это общая линия на поведение в правоохранительных органах. Проблема либо не ставится, либо просто не замечается. Вот две основных линии поведения власти. А средневзвешенной линии нет, а есть какое-то метание. Власть оказалась в неприятной ситуации для себя, например, произошло столкновения в Яндыках. И власть бы рада сказать, что это чистое хулиганство и посадить "стрелочников", тех же зачинщиков. Но СМИ уже повесили ярлыки межэтнического конфликта, рассказали о какой-то чеченской молодежной банде, которая никому не подчиняется и никого не слушает. И если власть скажет, что ничего такого не было, а был преступник, например, Мусаев, который убил Иванова. Возможно, власть и будет права, но ее не поймут, скажут - продалась чеченцам. Сказать, что это конфликт на религиозной или иной межэтнической почве тоже нельзя - сверху ругать будут, почему допустили. Вот власть местная и крутится, как может". По словам Осипова, "алгоритма решения подобных проблем в России до сих пор нет".
Примечание редакции: см. также новости "Власти Астраханской области не подтверждают информацию о новых столкновениях на этнической почве", "Правозащитники отправляются в Астраханскую область, где произошли массовые столкновения калмыков с чеченцами".