Азербайджан: облава мусульманских радикалов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С конца июля министерство национальной безопасности Азербайджана проводит операцию общенационального преследования предполагаемых исламских боевиков, широко известных как Ваххабиты.
Официальные лица оправдали эту операцию, во время которой 30 подозреваемых были арестованы, отмечая, что Ваххабиты расширили свою деятельность в Азербайджане, желая нарушить политический баланс во время подготовительного периода парламентских выборов в этом году.
Силы безопасности совершили облаву в Бакинских мечетях, арестовывая прихожан. Большее количество арестов было совершено в селе Новханы, вблизи Баку и в Кусарском районе на севере страны.
Маленький азербайджанский городок Закатала - центр радикального Ислама, граничащий с Грузией и Дагестаном, теперь в ожидании беспорядков.
Наблюдатели отмечают, что исламский экстремизм проник в Азербайджан, начиная с первой войны в Чечне в середине девяностых годов. Некоторые из закатальских боевиков были обращены в ваххабизм в Чечне во время их борьбы на стороне повстанцев.
Ваххабизм - фундаменталистская версия Ислама, распространенная в Саудовской Аравии. В бывшем Советском Союзе этот термин, главным образом, употреблялся в отрицательном смысле, и не все сторонники чистого Ислама принимали его.
"Мы признаем Ислам в чистом виде, и мы проследим, чтобы он охватил весь Кавказ. Азербайджан должен жить согласно законам религии, сказал Вугар (это не настоящее его имя), признающий себя ваххабитом. У него нет работы, с тех пор, как он окончил школу десять лет назад, но он не кажется бедным.
Обращение Вугара в ваххабизм началась десять лет назад, когда он встретил исламского проповедника из Катара. Последний жил в Закатале некоторое время, женился на местной женщине, которая родила ему ребенка, а год спустя возвратился в Катар. Местные жители Закаталы говорят, что он оказал огромное влияние в деле распространения ваххабизма, обучая этой религии население района.
Жена Вугара и все его братья и сестры говорят, что они - ваххабиты. В беседе с представителем IWPR, Вугар даже не пытался замаскировать свое презрение к другим мусульманам. "Для нас, не только христиане, но также шииты и сунниты - неверные. Когда мы будем у власти, мы выгоним их всех, даже турок, населяющих все Закаталы", - сказал он.
Но он исключает использование силы, по крайней мере, теоретически. "Нам нужен джихад, но я не думаю, что насилие необходимо. Мы получим то, чего мы хотим только пропагандой".
Другие могут не быть столь же миролюбивыми, как Вугар. Четыре года назад было множество яростных столкновений в Закаталах и в соседнем районе Балакен. Отряды министерства внутренних дел, пограничники и регулярная армия сражались с группой боевиков. По данным министерства внутренних дел, более 10 полицейских было убито, было арестовано 23 боевика, а их лидер Гаджи Магомедов был убит. Опасаясь репрессий, захваченные боевики были представлены суду в Мингечауре, в 200-х километрах от Закатал. Троих из них приговорили к пожизненному заключению; остальные были приговорены к срокам в пределах от восьми до 15-ти лет тюремного заключения.
Многие думали, что это было концом воинственного Ислама в регионе, но недавно появились признаки его возрождения.
35-летний Махмуд Мустафаев, внук всеми уважаемого мусульманского богослова в Закаталах, говорит, что число ваххабитов увеличивается с каждым днем. В деревнях Третья Тала и Габагчель регулярно празднуют свадьбы по обряду ваххабитов, что означает, что пение не позволяется. Мертвых хоронят без надгробных плит на могилах.
Согласно опросу, проведенному Арифом Юнусом, ведущим экспертом по Исламу в Азербайджане, в стране на сегодняшний день существует от 6 000 до 7 000 радикальных мусульман. Но он считает, что существуют, по крайней мере, 20 000 других приверженцев этой религии, которые в той или другой причине вынуждены скрывать свои агрессивные склонности.
В Закаталах ваххабитов можно увидеть повсюду. Они выделяются своими длинными, густыми бородами и укороченными брюками.
Мустафаев опасается, что боевики планируют организовать восстание. "То, что случилось здесь четыре года назад, было просто тренировкой для них", - сказал он. "Они точно знают, когда и как действовать. Их головы заполнены ваххабитскими фразами и заповедями из книг. А оружие приобрести легко, если у вас имеются деньги".
Как отметил Мустафаев, причину, почему радикальный Ислам приобретал популярность, не трудно найти: безработица, социальное неравенство, бесперспективность и отсутствие направления в жизни, особенно среди молодёжи. В отличие от политических деятелей, ваххабиты всегда успешны в обещаниях, давая людям то, во что они верят, обеспечивая их деньгами и поддержкой.
"Но роль денег не должна быть преувеличена. Ваххабиты всегда могут догадаться, кто хочет присоединиться к ним из корыстных интересов, а кто действительно с ними, "сказал один из местных жителей - всеми уважаемый религиозный деятель, попросивший быть неназванным. "Они все очень проницательны. Вы не сможете ввести их в заблуждение".
Тот же религиозный деятель сообщил, что молодых новообращённых ваххабитов приглашают в дом, смотреть видеоматериал о войнах в Афганистане, Чечне и Ираке, сопровождаемый соответствующим религиозным комментарием и риторикой.
Он обвинил официальные религиозные власти Азербайджана в несостоятельности вдохновить обычных людей, тем самым, передавая их в руки радикалов.
Проблема усугублена тем фактом, что два авторитетных органа религиозных властей Азербайджана - Духовное Управление Мусульман и Государственный комитет по Религии, имеют резкие разногласия, и время от времени обвиняют друг друга в связях с международными ваххабитскими группировками.
Ильгар Ибрагимоглу, возглавляющий два института по защите религиозной свободы в Азербайджане, говорит, что правительство распространяет идею о предполагаемом нападении исламских боевиков. "Мы являемся свидетелями создания нового андиджанского сценария", - сказал Ибрагимоглу, ссылаясь на массовые убийства протестующих в Узбекистане в мае, когда правительство обвинило участников беспорядков в том, что они являются исламистскими боевиками.
Выбор времени правительством для подавления сопротивления многих захватил врасплох, поскольку эта операция не была вызвана никакими особенными действиями со стороны боевиков. Ибрагимоглу считает, что правительство готовится повысить свой рейтинг и подавить инакомыслие перед парламентскими выборами 6 ноября внезапными арестами подозрительных радикалов.
"До недавнего времени правительственные должностные лица всегда говорили, что правительство надежно контролирует религиозный экстремизм , - сказал Ибрагимоглу. - Но теперь каждый новый день приносит вести о новых, более опасных и секретных группировках с радикальными программами и угрозой террористических нападений. Нет другого разумного объяснения этому, кроме наступающих выборов".
Мамед Сулейманов
Опубликовано 18 августа 2005 года