Следствия депортаций

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С марта этого года в газете "Известия" в разделе "Мнения и комментария" еженедельную рубрику под названием "Кавказские баллады" ведет редактор газеты "Чеченское общество" Тимур Алиев. Сегодня мы предлагает вам один из материалов этой колонки.

Зачистку в станице Бороздиновской в Чечне уже окрестили этнической чисткой - из-за того, что в станице проживали в основном дагестанцы, которые обвиняли в случившемся чеченцев. Но на самом деле конфликт лишь вскрыл проблему, существующую в приграничных районах Дагестана и Чечни. И в случае ее нерешения она имеет шанс превратиться в более крупное противостояние.

Проблема не является чем-то новым или непривычным для Северного Кавказа. Она подобна истории Пригородного района - территории конфликта между Северной Осетией и Ингушетией - только без ее кровавого окраса. Начало было положено в 1994 году, когда чеченцы и ингуши были депортированы, на часть их земель заселились дагестанцы - лакцы и аварцы. После возвращения чеченцев из ссылки в 1957 году обратно территориальные переделы не были совершены. К примеру чеченцам-аккинцам (субэтносу чеченцев, живущих на территории Дагестана) власти республики препятствовали возвращаться.

О восстановлении прежних границ и старых наименований населенных пунктов более конкретно заговорили в начале 90-х годов,  когда Верховный Совет РСФСР принял закон "О реабилитации репрессированных народов",  и уже тогда конфликт мог разгореться, как это случилось в Пригородном районе Осетии.

Чтобы вернуть акинцев, лакцев попробовали выселить с их территорий на места проживания кумыков. В итоге аккинцы потребовали полного возвращения, кумыки препятствовали нашествию чужаков, а аварцы и лакцы не хотели изменений.

Тогда конфликт удалось заморозить. Но сейчас, когда Чечня восстановилась в правовом поле России, уже второй год в приграничных районах Дагестана идут волнения - чеченцы требуют возвращения своих земель. Нынешняя трагедия в Бороздиновской - лишь следствие этого конфликта.

Любые попытки решить эту проблему частично не будут гарантировать полного ее забвения. Разрешение этого и будущего конфликтов возможно лишь при изменении национальной политики России на Северном Кавказе. В советские времена власти пытались решить национальный вопрос простыми методами: либо реперссируя народы, либо ассимилируя их.

Нынешние власти наступают на те же грабли. Один депутат из Госдумы, занимающийся вопросами конституционного законодательства, на вопрос о возможности создания на юге России Горской республики, заявил, что выход из национальных конфликтов он видит в смешанных браках.

Смешно. В той же Америке, которая, как и СССР, ранее поощряла ассимиляцию (США в свое время называли "плавильным котлом наций"), давно уже отказались от подобной практики, настаивая на термине "многослойный пирог".

Получается, что мировая тенденция к доминированию процесса национальной самоидентификации снова обходит Россию стороной - страна все еще стремится если не к ассимиляции, то хотя бы к интеграции народов. История повторяется.

Тимур Алиев

Опубликовано 4 июля 2005 года