Полузабытая история

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Полуразрушенное пятиэтажное здание в центре Грозного. Со второго до четвертого этажа в квартирах проживают люди - с улицы видно, что окна затянуты клеенками. На первом полуоткрытая черная дверь из железа. За ней и располагается главный музей Чеченской Республики - Национальный.

Это основной музей Чечни - один из трех уцелевших в республике. В него входят три филиала: литературно-мемориальный музей Арби Мамакаева в селе Надтеречное, краеведческий музей села Махкеты и литературно-этнографический музей имени Льва Толстого в станице Старогладовской.

Также в Чечне действуют Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, а также новопостроенные осенью 2004 года Государственный музей Ахмад-хаджи Кадырова и весной 2005 года - музей, посвященный Великой Отечественной Войне.

Национальный музей Чечни был учрежден в 1996 году на базе Чеченского государственного объединенного музея (1924 года основания) и Чеченского Республиканского музея изобразительных искусств имени Петра Захарова (1961 год основания) и изначально был представлен коллекциями всех кавказских археологических культур, материальной культуры чеченцев древнего, средневекового и нового периода истории, а также коллекциями произведений живописи русского и западно-европейского искусства.

До начала военных действий в Чеченской Республике первый насчитывал в своих фондах более 250 000 единиц хранения, а второй имел коллекции произведений живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства. Огромное число экспонатов и здание музея были уничтожены во время военных действий в Чечне в 1994-1996 годах. Спасти удалось лишь около 29 тысяч экспонатов из археологической коллекции материально-этнографического характера.

По словам заместителя министра культуры Чечни Аднана Мажидова, некоторые музейные экспонаты безвозвратно потеряны. "Практически на 90 процентов уничтожен музейный фонд, а также очень много денег выделяется на восполнение фонда Национального музея", - говорит Мажидов.

Не только война внесла коррективы в состояние фонда. По словам очевидцев-сотрудников музея, в 1992 году прямо в открытую разрешали торговать музейными экспонатами. "Никто никому не запрещал. В основном выгода была от продаж древних женских и мужских поясов, царских наград и конечно кинжал", - говорят они.

В августе 1999 года из гаража Министерства культуры Чечни исчезли археологические коллекции. "Именно археологические коллекции восстановить невозможно", - подчеркивает заместитель генерального директора Национального музея ЧР Альви Муцаев.

Муцаев также рассказывает о том, что картины из музея "всплывают", например, на знаменитом лондонском аукционе "Сотбис". "Лишь благодаря усилиям Министерства культуры РФ с аукциона в Россию возвращены картины ХIХ века "Граф Зубов" и "Графиня Зубова", похищенные из музея во время первой контртеррористической операции". Весной 1998 года бесследно исчезла картина Франца Рубо "Пленение Шамиля". А в Приморском крае, обнаружена картина "Барон Рокоссовский", написанная художником Маковским и также находившаяся в коллекции Национального музея Чечни.

По направлению правительства Российской Федерации приезжали после второй войны группа специалистов МЧС России - реставраторов и музейных работников. Их усилиями удалось извлечь из подвальных помещений и разрушенных музеев 500 картин (всего их было раньше 950). В настоящее время, как сообщает Аднан Мажидов, 95 картин из фонда Национального музея находятся в реставрационном центре музея имени академика Грабаря, часть уже отреставрирована.

В большинстве своем музейный фонд республики восполняется за счет "дарственной передачи самим народом". Выделяемых музею средств на это не хватает, хотя финансируются музеи из двух источников - из бюджета Чеченской Республики и по линии целевой программы "Культура России 2001-2005".

Из бюджета Национальному бюджету в 2004-м году выделили почти 4 миллиона рублей, а Аргунский музей-заповедник получил чуть более миллиона рублей. Но, как объясняет начальник финансово-экономического отдела министерства культуры Чечни Роза Юсупова, "часть денег идет на зарплату работников музея, а другие - на коммунальные услуги, оплату канцтоваров, командировки, транспорт и так далее".

К примеру, за 2003-й год из бюджета Чечни Национальному музея немногим больше 2 миллионов рублей, из них миллион девятьсот ушли на зарплату сотрудникам, остальные - на прочие расходы.

Бывает и так, что по бумагам запланирована одна сумма, а выделяют гораздо меньше. Так, в 2004-м году Национальному музея Чечни предполагалось выделить три с половиной миллиона рублей, а выдали на 700 тысяч меньше.

По программе "Культура России 2001-2005 годов" Аргунскому заповеднику за 2002-й год перечислили 300 тысяч рублей, а в 2004-м году 200 тысяч рублей.

Если посмотреть эту программу далее - по другим российским регионам, то можно видеть, например, что за 2002-й год Джейрахский музей-заповедник в Ингушетии получил почти 2 миллиона рублей, а Карачаево-Черкесский - 500 тысяч.

Как рассказывает Роза Юсупова, "Программа России" помогает в восстановлении не только музеев, но и театрам, библиотекам, кинематографии и Управлению культуры и искусству в Чечне.

"И еще, - продолжает Юсупова, - в нашем музее-заповеднике 500 памятников культуры (раньше - 1000), которые нуждаются в реставрации. Если бы вы выделяли до 2010 года по одному миллиону рублей, то можно было бы их восстановить".

Еще одна актуальнейшая для музея проблема - отсутствие приспособленного помещения. "Проблему со зданием для Национального музея никак не могут решить. А Музей должен стоять особняком", - замечает Альви Муцаев.

Сегодня "особняк" расположен  в помещении строящегося жилого дома, что раньше категорически воспрещали делать, так как в доме находятся канализационные трубы, которые в любой момент могут прорваться. Температура хранения экспонатов тоже не соответствует нормам.

Несколько лет назад музею хотели отдать пятиэтажное здание бывшего универмага, расположенное напротив. Но, как сообщают бывшие сотрудники музея, "каждый раз удачно отбирали". Последний раз отняли в ноябре 2004 года - это сделало правительство Чечни. "По "уважительной" причине - интерес к торговле. Взамен в том же ноябре для музея выделили участок земли в полтора гектара в центре Грозного - по проспекту Орджоникидзе", - рассказывают в музее.

В этот участок попадает полуразрушенная мечеть. "Строилась она в период Ичкерии, здание недостроено. Снести мечеть - кощунство, достроить ее - денег никто не выделит", - отмечает Альви Муцаев.

В настоящее время, как сообщает Аднан Мажидов, "при поддержке Третьяковской галереи разрабатывается проект возведения музейного комплекса на этом участке".

Сотрудники музея верят, что на выделенном участке земли можно будет построить приличный музейный комплекс. "Но на это уйдет много времени - сперва сделают проект, потом макет, чертежи, далее проблемы все и начинаются, главная из которых финансирование". По подсчетам Розы Юсуповой, необходимо 150 миллионов рублей на строительство здания, не считая оснащения.

Здание бывшего универмага намного ускорило бы восстановление национального музея. Оно подходит по многочисленным параметрам: архитектура 50-х годов, находится в центре Грозного, что увеличивает посещаемость музея. "На первых двух этажах разместилась бы постоянная экспозиция древних времен. На следующих - археологические и научные отделы. Подвалы оборудовали бы под хранилища, во дворе построили бы реставрационные мастерские", - мечтает Муцаев.

Ася Рамазанова
 
Опубликовано 4 июля 2005 года