Вас здесь не воевало!

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Владимира Титова призвали в армию в 1999 году из Белой Калитвы, что в Ростовской области, и служил он в Дагестане и Чечне до 2001 года. Сопровождал колонны с боеприпасами, на блокпосту отражал нападения боевиков, в Ботлихе получил ранение. Уволился сержантом, командиром стрелкового отделения. И вот когда армия для Титова кончилась, как-то сразу кончился и он для армии. Командир части № 93915 высказался примерно так: "Знаем, что за участие в боевых действиях тебе заплатили далеко не все, но сейчас денег нет, извини, постепенно компенсируем". Дали Владимиру справку, что воевал, и отпустили с миром.

Так прошел 2001 год, и 2002-й миновал. Уже начальник части сменился, но Титова военные финансисты обошли, задолжав в общей сложности 69 660 рублей. Получается, "простили" два-три месяца боевых действий.

Родственник Владимира Юрий Труш стал его адвокатом и решил разобраться, что к чему. Положено - так пусть выплатят. Тем более что командир лично выдал справку об участии в боевых действиях... Тут армейские чиновники из тех, которые ближе к деньгам, популярно объяснили, что эта справка - ничего не значащая бумажка, которая их совершенно не интересует, так, незначительная память о войне, можно даже сказать - сувенир. Пришлось пойти в суд, а потом в другой и третий. В общем, эти суды тянутся уже пятый год.

- Столько оскорблений за это время наслушался, - вспоминает Юрий Труш. - Нас уже и мошенниками назвали, и обвиняли в том, что мы хотим чужие деньги присвоить, и документам, которые мы предоставляли, не верили. Приносим, к примеру, приказы с подписями и печатями, а нам заявляют: "У нас таких печатей на бумагах сроду не было!".

Вначале состоялся гарнизонный военный суд в Ростове-на-Дону, и ситуация с деньгами стала несколько проясняться. Командир части, где служил Владимир, подполковник Хандилян, письменно объяснил суду: "В период службы рядовой Титов В. В. в течение 70 дней непосредственно участвовал в боевых действиях на территории Дагестана и Чеченской Республики (...). За август и сентябрь 2000-го рядовому Титову В. В. (...) за участие в боевых действиях не выплачено, так как приказы на выплату не утверждены командующим ОГВ (с) на территории Северо-Кавказского региона и не профинансированы. По вопросу об утверждении и финансировании приказов за август и сентябрь командование части обращалось в Финансово-экономическое управление СКВО, но ответ не получен (...)".

Выходило, что солдат Титов не один такой. Как выяснилось, командующий объединенной группировкой войск на территории Северо-Кавказского региона действительно не утвердил приказы на выплату боевых, и все потому, что некий начальник Генерального штаба ВС РФ 16 апреля 2001 года подписал распоряжение (№ 180/3/313), "запрещающее утверждать приказы на выплату военнослужащим денежного вознаграждения за фактическое участие в боевых действиях".

Говорю "некий", потому что нигде в судебных бумагах генералы, урезавшие боевые, почему-то не названы поименно. Однако всем известно, что в 2001 году начальником Генштаба был Квашнин. Еще известно, что в 2001-м президент Путин в два раза повысил денежное довольствие военнослужащим, о чем громко заявили. Видимо, генералам пришло в голову уравновесить повышение довольствия понижением боевых.

И все же благодаря военному прокурору (в/ч 44662) подполковнику юстиции Ахмедову, который обратился в Махачкалинский гарнизонный военный суд, в 2002 году удалось доказать, что запрет на выплату боевых и неутверждение приказов были незаконными и противоречили Конституции РФ. Только в одной части № 93915 (где служил Владимир) 193 военнослужащих не получили 7 042 730 рублей. Суд счел доводы прокурора убедительными, и Минобороны обязали выплатить все до копейки. И действительно стали выплачивать, но досталось не всем. Владимира Титова в список не внесли.

Так уж совпало, что после выявления всех этих обстоятельств в гарнизонном военном суде Ростова-на-Дону наступило почти годовое затишье. У судьи Аверкова, который взялся за это дело, истекли полномочия, а новые слушания все никак не назначались. Два письма Титова с просьбой объяснить, когда же, наконец, продолжится торжество правосудия, ответов не удостоились.

Тогда новые исковые заявления вручили судье (с благополучно продленными полномочиями) уже лично на приеме. И снова наступило продолжительное молчание. Жалобы в Северо-Кавказский окружной военный суд и в администрацию президента РФ не помогли. А вскоре заявителям ответили, что их дело оставлено без рассмотрения, поскольку они якобы дважды не явились по вызову в судебное заседание.

Владимир Титов и Юрий Труш только руками развели: никаких уведомлений им не приходило, о чем они и написали в новом исковом заявлении на имя председателя гарнизонного военного суда Ростова-на-Дону Панченко. Удивительно, но этот председатель ответил почти сразу же. Отметим, правда, что с момента первого заявления в его суд прошло три года. За это время коллегой г-на Панченко назначались и отменялись слушания, с ним шла по большей части односторонняя переписка. И вот председатель любезно и торжественно объявил, что исковое заявление с самого начала нужно было подавать не сюда, не к ним, а в Махачкалинский гарнизонный военный суд.

Делать нечего - отправились в Махачкалу, хотя ждали разбирательства уже дольше, чем солдат Титов служил в армии. И в Махачкалинском суде (а это был 2004 год) действительно обрадовали: "Срок исковой давности истек. Вот и в Ростовском-на-Дону окружном военном суде сообщили, что вы к ним не обращались".

Тут главное было не сойти с ума, ибо совсем недавно с великим трудом выбрались именно из того места, куда "не обращались". Разумеется, несостоятельный отказ из-за якобы прошедших сроков успешно обжаловали. К счастью, старожилы Ростовского военного суда напрягли память: давным-давно заявление о невыплате боевых им все-таки приносили.

Очередное заседание в Махачкалинском военном суде свершилось в июне этого года. За это время в финансово-экономическом управлении Северо-Кавказского военного округа и в военной части поняли, что у них, оказывается, служили два Титова с одинаковыми инициалами (В. В.). В документы их так и вносили. И вот на каком-то этапе Владимир Титов из Белой Калитвы у них потерялся. И хотя он привел свидетелей, которые показали, что участвовали вместе с ним в боевых действиях, суд был неумолим: бумажки-то нет, а стало быть, и человек не воевал. Посмотрев на документы, ранее подписанные командованием части, судья Мурзабеков написал: "Командир части по своей невнимательности ошибочно ввел истца в заблуждение относительно его участия в боевых действиях".

Пожалуй, только у нас, вернувшись с войны, можно получить пустой вексель в виде справки, пять лет доказывать, что ты действительно воевал, и услышать в ответ, что все это тебе приснилось.
 
P.S. Представители военной части заявили, что журнал учета боевых действий и список личного состава у них не сохранились. Суды продолжаются.
 
Роман Шлейнов

Опубликовано 08 августа 2005 года

источник: "Новая газета"