Беженцам из Бороздиновской заплатили, чтобы они вернулись в Чечню

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Беженцев из станицы Бороздиновской фактически "купил" Рамзан Кадыров, чтобы они вернулись обратно", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" председатель правления Центра "ДЕМОС" Татьяна Локшина. По мнению правозащитницы, "возвращение беженцев в Бороздиновскую отнюдь не является решением проблемы, и многие бороздиновцы, получив обещанные компенсации или не дождавшись их, все равно вернутся в Дагестан".

"Кадыров пообещал на встрече с людьми от себя лично по 10 тысяч рублей на семью, сразу и наличными, за то, чтобы они ликвидировали лагерь и без скандала вернулись в станицу. А тем, кто потом решит все же не оставаться в Бороздиновской и переехать назад в тот же Дагестан, он предложил в дальнейшем выплатить еще по 200 тысяч - в качестве неформальной компенсации за покидаемое жилье. Причем опять не из бюджета, а как бы из своего кармана, - рассказывает только вернувшаяся из Чечни Татьяна Локшина. - При этом, согласно свидетельствам местных жителей, он прямо на встрече вручил 200 тысяч семье погибшего и сожженного в Бороздиновской старика, Магомаза Магомазова. На всех это произвело очень большое впечатление. И палаточный лагерь "Надежда" опустел меньше, чем за два дня".

Локшина считает, что "конечно, всем деньги, по 200 тысяч не выплатят, многовато получится, а дадут только тем, у кого пропали родственники". При этом, как отмечает правозащитница, многие беженцы не стали забирать свои вещи из Дагестана, а оставили их у родственников с надеждой вернуться. "Люди будут уезжать из Бороздиновской и она, скорее всего, превратится в вымершее село", - говорит она.

"Главное было замять скандал. Причем это сильный пиаровский ход перед федеральным центром - Кадырова только назначили главой комиссии, а он уже ликвидировал кризис. Причем интересно, что батальон "Восток", который обвиняют в налете на селение - формально федерального подчинения. Значит, федеральные люди натворили дел, а Рамзан Кадыров решил проблему. И будет использовать это как аргумент в пользу своих претензий еще большее расширение полномочий", - считает Татьяна Локшина.

При этом правозащитники отмечают, что "пострадавшие в результате таких вопиющих операций люди, как правило, достаточно охотно общаются с прессой и с нами, а тут все наоборот - сейчас почти никто в Бороздиновской не хочет ни о чем говорить и это наводит на определенные мысли". По словам председателя правления Центра "ДЕМОС", "представители военной прокуратуры, откомандированные в Бороздиновскую, вынуждены просто-напросто бегать за свидетелями. Люди больше не хотят с ними разговаривать, а некоторые приходят, чтобы взять назад ранее данные показания. Почти никто из бывших беженцев уже не желает отстаивать свои права правовым путем. Я встретила всего пару человек, которые готовы продолжать борьбу за свои права. Я надеюсь, что они не будут запуганы, что они будут что-то делать".

Вообще же "ситуация в Чечне очень далека от той, которую представляют нам федеральные СМИ, - считает Локшина, - СМИ были "зачищены" с самого начала второй войны. Но, что самое досадное, идиллическим картинкам из мирной Чечни верят не только обычные люди, но и политологи, и некоторые известные эксперты, занимающиеся проблемами Кавказа. Значит, пропагандистская машина работает успешно".

Автор: