Россия и карабахский выбор
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В плане внутриполитическом, властям непризнанного государства удалось в целом добиться своих целей, проведя в парламент максимальное количество своих представителей или сторонников и максимально ограничив число наиболее непримиримых оппонентов из числа членов партии "Дашнакцутюн".
Что касается внешних факторов, то любопытен тот факт, что в отличие от многих прошлых выборных кампаний, наиболее влиятельные международные организации и страны-посредники на этот раз не стали делать громких заявлений, объявив выборы в НКР априори нелигитимными. Они либо вовсе промолчали, либо, — наподобие МИД РФ, — ограничились комментариями о том, что выборы в Карабахе и урегулирование нагорно-карабахского конфликта суть совершенно разные вещи, и первое никак не может повредить второму.
Второй момент: на выборы прибыло рекордное количество наблюдателей, — более 135 человек из 25 стран и ряда международных неправительственных организаций. Среди них было немало действующих и бывших парламентариев. Немало было и журналистов.
Автор этих строк находился в те дни в Карабахе в составе группы наблюдателей и журналистов из России и своими глазами наблюдал происходившее, а также общался с наблюдателями из Российской Федерации и ряда других стран.
Среди россиян было два действующих депутата Госдумы. Член комитета ГД по СНГ и связям с соотечественниками (фракция "Единая Россия") Константин Затулин и до этого неоднократно бывал в Карабахе. Депутат от фракции "Родина", заместитель председателя Комитета ГД по обороне Сергей Григорьев был в НКР впервые.
Не в первый раз приехал в Нагорный Карабах и известный в РФ специалист в области законодательного и конституционного права Виктор Шейнис, который, к тому же, является настоящим ветераном российского парламентаризма. Будучи избранным в Верховный Совет РСФСР еще в 1990 г., он затем был депутатом ГД РФ двух созывов, проведя в общей сложности в российском парламенте 10 лет. Видимо, именно вследствие этого обстоятельства многие журналисты, в том числе и сотрудники пресс-центра при ЦИК НКР, уверенно "записали" Виктора Шейниса в действующие депутаты.
Парламентариям и другим наблюдателям было, конечно, интересно не только наблюдать за ходом собственно выборов, но и за повседневной жизнью НКР. О которой в России, "благодаря" нашим центральным СМИ практически ничего не известно, а если и известно, то навязываемые негативистские стереотипы навевают лишь мысли о разрухе да сумрачных бородачах с "Калашниковыми" верхом на ишаках.
Характерно хотя бы то, какую информацию дали российские СМИ накануне, в день выборов и последующий за ним день. Обратите внимание на стандартные формулировки в различных СМИ.
Телеканал "НТВ", программа "Сегодня", 19.06.2005, 10:00, ведущий Алексей Суханов: "Накануне голосования лидер Нагорного Карабаха призвал провести выборы в соответствии с европейскими демократическими нормами. Видимо, для прозрачности выборов на всех избирательных участках поставили прозрачные урны. А власти Азербайджана, на чьей территории находится непризнанная республика (!), уже осудили эти выборы. Нагорный Карабах, где основная часть населения армяне, провозгласил свою независимость в 1988 году".
Телеканал "НТВ", программа "Сегодня", 19.06, 19:00, ведущий Михаил Осокин: "Сообщение из-за рубежа. В Нагорном Карабахе состоялись парламентские выборы. Уже известно, что в них приняли участие 60 % избирателей. Карабах, находящийся на территории Азербайджана, провозгласил свою независимость в 92-м году, и за этим последовали ожесточенные войны И сегодняшние выборы проходят на фоне новой и необычной инициативы: в Киеве было объявлено, что Украина готова направить свои войска в Нагорный Карабах, если будет договоренность о миротворческой операции на линии прекращения огня".
(Обратите внимание и на разноголосицу во времени объявления независимости НКР).
Или вот "Новые Известия", рубрика "Политический календарь недели", 17.06, 4-я полоса: "19 июня состоятся парламентские выборы в Нагорном Карабахе. Связанное с интересами сразу нескольких стран, в том числе и России, событие, которое может накалить ситуацию в и без того неспокойном регионе. На 22 парламентских места претендуют 107 кандидатов-одномандатников, за 11 партийных мест развернется борьба между 6 партиями и одним блоком. Посмотреть, будет ли торжествовать демократия в одной отдельно взятой непризнанной республике, приедет делегация из другого политического образования, мало признанного в мире, — Южной Осетии. Власти Азербайджана, на чьей территории находится эта непризнанная республика, уже осудили кампанию".
В последней заметке к тому же применим крайне характерный для прессы советских времен метод полуправды: в НКР действительно приехали и наблюдатели из также непризнанной Южной Осетии, но, как уже говорилось выше, в числе представителей 25 стран, из которых подавляющее большинство вполне даже и признаны...
Российские наблюдатели, как те, что приехали в НКР впервые, так и те, кто бывал там ранее, были впечатлены размахом перемен, происходящих в республике в послевоенные годы. Речь идет и о широкомасштабном строительстве в Степанакерте, строительстве дорог по всему краю, новых предприятий в ряде сельских населенных пунктов (например, крупный рудник и горно-обогатительный комбинат в селе Дрмбон Мардакертского района НКР, где уже занято более тысячи человек). Иностранные туристы в нашей вполне современной гостинице "Наири" в Степанакерте, в городе и на дорогах Карабаха говорили отнюдь не пользу версии о закрытой военной зоне. А неожиданно возникшая на пути группы россиян в живописных окрестностях села Хндзристан новенькая двухэтажная гостиница с ярко-голубым зеркалом бассейна и рядом флагштоков подле нее подсказывала, что в самом недалеком будущем Нагорному Карабаху предстоит туристический бум. Благо природа и памятники края поистине уникальны.
Но вернемся к политике. По итогам выборов наблюдателями были сделаны ряд заявлений и заключений.
В частности, в акте, подписанном в Степанакерте большой группой международных наблюдателей, говорится, что "власти Нагорного Карабаха приложили максимум усилий для проведения честных и справедливых выборов в соответствии с демократическими стандартами". Наблюдатели также констатировали, что в ходе регистрации избирателей и организации голосования, обработки голосов и транспортировки протоколов в избирательные комиссии ими не было зафиксировано существенных нарушений.
Высокую оценку парламентским выборам и увиденному в НКР высказали в интервью местным радио и телевидению многие наблюдатели. В том числе передвигавшийся в день выборов по краю вместе с группой из четырех российских наблюдателей (всего россиян было больше десятка) наблюдатель из Сербии и Черногории Драган Раденович, — в свое время, кстати, он был кандидатом в президенты страны.
Наблюдатели от РФ сделали и свое отдельное заявление, в котором, в частности, говорится, что "...парламентские выборы в НКР являются демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам".
Такого рода заявление крайне важно не только для Нагорного Карабаха, но и для самой России, которую упорно пытаются "вытолкнуть взашей" из Закавказского региона, используя при этом как внешние могущественные силы, так и внутреннюю "пятую колонну". В рядах последней, кстати, вольно или невольно оказались и многие российские СМИ, которые замалчивают или искажают реальную ситуацию в регионе в угоду интересам своих истинных хозяев.
Сегодня Россия практически не представлена в Нагорном Карабахе, если не считать частных инвестиций бизнесменов-россиян карабахского происхождения. А ведь Карабах издавна отличался пророссийской ориентацией, чему много свидетельств. Одно из них было отмечено практически всеми российскими наблюдателями и журналистами, — это свободное владение практически всем населением края русским языком, в том числе и в сельской местности.
Тем не менее, сегодня России навязывают ложный стереотип: дескать, любые контакты с НКР послужат резкому ухудшению отношений с Азербайджаном, который-де выберет прозападную ориентацию. При этом сам Баку вовсе и не скрывает своей настоящей ориентации, — взять хотя бы вопрос будущих маршрутов перекачки и перевоза каспийской нефти и проч.
В то же время США, имеющие деловые отношения с Баку, отнюдь не боятся контактов с НКР. Сегодня США — единственная страна, которая оказывает прямую финансовую помощь НКР. Помощь эта может и не так велика, но в масштабах НКР все же значительна — она составила 2,5 млн. долларов в 2004 году (на текущий год было запланировано ее увеличение). Помощь эта выделяется непосредственно из госбюджета США, поступает в распоряжение организации USAID и направляется затем в Фонд Армянской помощи, — американскую армянскую организацию, созданную в 1910 году и осуществляющую в разных странах мира множество программ (в 1998 году организация стала полноправным членом экономического совета Организации Объединенных Наций). ФАП уже непосредственно реализует в НКР конкретные проекты в гуманитарной сфере: строительство и восстановление сельских школ, детских садов, медпунктов, водозаборов и водоводов.
Американские сенаторы и конгрессмены, видные общественные деятели часто посещают Нагорный Карабах; некоторые из них открыто призывают правительство США признать де-юре независимость НКР. Солидные делегации традиционно приезжают из США на различные выборы в НКР. А в ходе поездки в США в ноябре 2004 года президента НКР Аркадия Гукасяна законодательное собрание штата Массачусетс приняло специальную резолюцию по этому поводу, в которой приветствовался как президент НКР А. Гукасян, так и успехи народа НКР, отразившего агрессию тоталитарного Азербайджана, на пути строительства независимого государства и демократического общества.
В этой связи весьма характерной представляется реплика заместителя исполнительного директора Армянской Ассамблеи Америки (ААА — крупнейшая лоббистская армянская организация США, тесно сотрудничающая с американскими властями) Ани Тота, на встрече делегации Ассамблеи с президентом НКР Аркадием Гукасяном в Степанакерте, в октябре 2004 года: "Мы надеемся, что карабахская проблема найдет свое разрешение, и мы добьемся помощи Карабаху в размере не 2.5, а 30, 40 миллионов долларов. Но чем целесообразнее будут использоваться поступающие деньги, тем больше доверия появится. Вы уже на правильном пути, ведь у вас президент, который столько лет руководит в столь сложной обстановке" (Интернет-сайт газеты "Азат Арцах", 20-21 октября 2004).
Борьба за регион вступила сегодня в решающую стадию. И те же США имеют сегодня вполне реальные рычаги воздействия на ситуацию в регионе. Взять хотя бы вопрос пресловутого демократического развития, который может быть использован в ту или иную сторону. Ведь отдавая должное стремлению властей НКР к демократии и поощряя их в этом направлении, западные посредники в любой момент могут сыграть и на повышении таковых требований к НКР.
Пример уже имеется: недавно Венецианская комиссия предъявила к проекту новой Конституции столь высокие претензии и требования, которые не применялись к странам, стоящим на пороге вступления в ЕС.
У России, как страны, в которую на протяжении почти двух столетий входил Южный Кавказ, есть одно немалое преимущество перед Западом: русский язык, являющийся общим достоянием не только русских, россиян, но и миллионов жителей ближнего зарубежья, и общее культурное пространство.
Чтобы не потерять эти преимущества, которые порой бывают действеннее даже финансовой помощи, Россия не должна добровольна ограничивать свое присутствие в так называемых постконфликтных зонах. А Нагорный Карабах занимает отнюдь не последнее место в определении будущей модели Закавказья.
Поэтому представляется, что участие российских наблюдателей весьма высокого уровня на парламентских выборах в НКР — верный и важный шаг в этом направлении. Хотелось бы, чтобы за этим шагом последовали бы все новые и новые шаги. В интересах как России, так и всех без исключения стран и народов Южного Кавказа.
23 июня 2005 г.