Право быть беженцем
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Со дня второй чеченской кампании прошло более пяти лет, а слова "беженцы" и "временные переселенцы" по сей день имеют отношение к нашей республике. Вернувшись после войны из соседних кавказских регионов, чеченцы, потерявшие все, никак не могут обрести своих законных прав у себя на родине. Проживая в ПВРах, они не получают полагающегося денежного довольствия, продовольственной и медицинской помощи.
ПВРы - пункты временного размещения. Изобретение чеченских и ингушских миграционщиков. Как правило, это здания бывших общежитий, приспособленные под вернувшихся из Ингушетии чеченских беженцев.
Условия проживания в ПВРах Чечни оставляют желать лучшего: тесные комнаты, нехватка продовольствия и медикаментов, антисанитария, отсутствие культурного развития для детей и так далее.
Объясняется это, прежде всего, тем, что людей в эти помещения заселяли в страшной спешке. В 2003-2004 годах вопрос с возвращением беженцев из соседней Ингушетию в Чечню был скорее политическим, чем социальным. Существование в Ингушетии палаточных лагерей беженцев как бы ставило под сомнение урегулирование ситуации в Чечне и возможность в ней мирной жизни.
Пообещав беженцам незамедлительную выплату компенсаций за разбитые дома, миграционщики расселили обитателей лагерей по ПВРам в Чечне. После чего о них благополучно забыли, как говорят сами беженцы.
В настоящее время на территории Чечни существует 32 ПВРа и 10 МКП (места компактного проживания), в которых проживают почти 6 с половиной тысяч семей, или больше 37 тысяч человек из общего количества беженцев в 250 тысяч человек (эти цифры называет правозащитный центр "Мемориал".
Разговаривая с людьми, проживающими в общежитиях, можно услышать одни жалобы - на руководство, трудные условия жизни, отсутствие питания и т.д. Не имея возможности работать (по той или иной причине), они половину взятой гуманитарной помощи вынуждены продавать, чтобы обеспечить себя недостающими продуктами.
Но, так как за последние два месяца помощь не выдавалась, многие берут продукты питания из близлежащих магазинов в долг. В итоге покупатели из ПВРов задолжали по несколько тысяч рублей. "А выплачивать нам не с чего! - возмущаются недовольные женщины. - Ни мы, ни наши мужья не работают. Когда нас уговаривали вернуться из палаточных лагерей в Ингушетии, нам обещали "золотые горы", а теперь не могут дать самого необходимого! Даже за участки земли взамен утраченного жилья, которые должны выдаваться бесплатно и быстро, с нас неофициально требуют по 80-100 тысяч рублей..."
Однако официальные представители ПВРов выдвигают свою версию происходящего. По их словам, многие жители, получив компенсационные выплаты за разрушенное жилье и, въехав в новые дома, комнаты в ПВРах сдавать не намерены. Берут достаточно гуманитарной помощи, а все жалуются, что им есть нечего. Были установлены детские игровые площадки, но их привели в полную негодность сами дети.
Например, заместитель коменданта ПВРа №24 Иса Далаев (кстати, комендантом является Майса Дадашевна Алханова, которую на рабочем месте найти практически невозможно) говорит: "Да, за последние два месяца помощь, действительно, не выдавалась, но это вопрос не ко мне, а к гуманитарным организациям. В последнее время, кроме миграционной службы ЧР, нам почти никто не помогает. А сами жители ПВРов большие любители все приукрасить. Ведь никто из них, почему-то, не сказал, что получил компенсацию (некоторые даже за неразрушенное жилье), а комнаты общежития держит за собой. Надеясь на то, что им еще выделят земельные участки. Хотя Увайс Дениев, куратор ПВРов УДМ, ясно сказал, что земельные участки будут выдаваться только тем, кто до 1994 года проживал в гостинице или общежитии и, имеет об этом в своих паспортах соответствующие пометки".
Вот только где эти паспорта с пометками, которые уже давно поменяны на паспорта нового образца, господин Дениев пояснить, очевидно, забыл. Вот так и живут - бывшие вынужденные переселенцы, которые не знают своих законных прав и обязанностей и, всеми правдами и неправдами пытающиеся выжить в настоящее сложное время. И власть имущие, которые никак не могут выкроить время, чтобы уделить бывшим беженцам должного внимания и осветить им их обязанности и права...
Элина Эрсеноева
Опубликовано 21 июня 2005 года