"Варвар" мстит из могилы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Генпрокуратура России, завершившая расследование уголовного дела об убийстве главного редактора журнала Forbes в России Пола Хлебникова, назвала заказчиком преступления чеченского предпринимателя с криминальным прошлым Хож-Ахмеда Нухаева. Следствие считает, что Нухаев отомстил журналисту за написанную о нем книгу "Разговор с варваром". Сомнение в версии Генпрокуратуры вызывает возможный факт гибели Нухаева в горах Дагестана весной 2004 года - за несколько месяцев до убийства Хлебникова.

Главный редактор русского издания журнала Forbes Пол Хлебников был убит 9 июля 2004 года в Москве, когда выходил из здания редакции. Перед смертью Хлебников успел сообщить, что в него стрелял мужчина, которого он раньше никогда не видел, и что он не представляет, из-за чего его могли убить.

Практически сразу появился ряд версий причины убийства журналиста. Среди них - месть обманутого мужа, расплата за публикацию в журнале списка российских миллионеров, а также боязнь разоблачения - Хлебников собирался проводить расследование обстоятельств гибели Влада Листьева.

Почти сразу в СМИ появилась и версия о том, что Хлебникова мог "заказать" Хож-Ахмед Нухаев, о котором журналист написал повесть "Разговор с варваром". Эта версия просуществовала недолго, так как книга вышла еще за год до убийства Хлебникова, а значит, предотвращать ее публикацию было поздно, то есть, никакого смысла убивать автора не было.

"Чеченский след"

Как выясняется сейчас, все это время следствие не только выдвигало или опровергало версии, но еще и работало - проверяло все звонки с мобильных телефонов в районе убийства. По наработкам оперативников, в итоге были задержаны двое чеченцев - Муса Вахаев и Казбек Дукузов.

Отпечаток пальца первого совпал с обнаруженным на стекле машины, использованной для убийства. Второй предполагаемый исполнитель Казбек Дукузов был задержан в Минске и экстрадирован в Россию. Эксперты установили, что найденный на сиденье машины волосок принадлежит ему.

Продолжив разработку арестованных и проведя допросы их родственников, следователи решили, что эти люди причастны не только к убийству журналиста, но и к другим преступлениям. За две недели до покушения на Пола Хлебникова они, по версии Генпрокуратуры, расстреляли отставного вице-премьера Чечни Яна Сергунина, а еще годом раньше тяжело ранили московского предпринимателя Алексея Пичугина. Кроме того, были установлены и вероятные сообщники арестованных - Магомед Дукузов и Магомед Эдильсултанов.

Сопоставив и проанализировав все эпизоды, следователи Генпрокуратуры предъявили всем четверым обвинения в убийствах и участии в оргпреступном сообществе, а арестованным Казбеку Дукузову и Мусе Вахаеву добавили еще вымогательство, разбой и хранение оружия.

Кому выгодно

После этого, вновь встал вопрос о заказчике убийства. Связывая факты убийств Хлебникова и Сергунина, СМИ в тот период логично решили, что журналист был убит из-за будущей книги - Хлебников собирал материал о хищениях бюджетных средств в Чечне, и не последнюю роль в этом расследовании мог играть Сергунин.

Казалось бы, использовав известную формулу "Ищи, кому это выгодно", следствие должно было взять в разработку тех чиновников в Москве и Грозном, которые и занимались "восстановлением Чечни". Однако совершенно неожиданно виновным все же был назван Хож-Ахмед Нухаев и по той же причине - из-за книги "Разговор с варваром", содержание которой якобы не понравилось ему. Об этом официально объявила Генпрокуратура. Нухаеву также было предъявлено заочное обвинение по соответствующей статье, а сам он объявлен в международный розыск.

"Чеченцы ничего мне не сделают"

Заявление Генпрокуратуры о том, что Хлебникова "заказал" Нухаев, вызвало недоумение у близких друзей и родственников журналиста, сообщает газета "Известия".

- Павел говорил: "Чеченцы ничего мне не сделают. Я предоставил им мировую трибуну", - сказал "Известиям" духовник Хлебникова отец Леонид Калинин. - Нет, чеченцев он не опасался, они в этой книге не выглядят опороченными. Вот Березовского Павел боялся и скрывался от него. После громкой презентации в Америке его книги "История разграблении в России" Березовский был взбешен и заявил, что это дело так не отставит. И Павел, знавший о его методах, понимал, что это не пустые слова.

Искренне изумился и издатель Хлебникова, узнав, что, по версии Генпрокуратуры, герой книги "заказал" автора.

- Трудно поверить, что Нухаев дал указание убить Хлебникова, - заявил "Известиям" глава издательства "Детектив-пресс" Валерий Стрелецкий. - Не могу даже предположить, что могло не понравиться Нухаеву в книге. Еще до выхода книги Нухаев дал интервью одной из бакинских газет, где сам назвал себя варваром. Не исключено, что Нухаева разозлило то, что Хлебников после каждого пункта его высказываний давал свои комментарии, где, по мнению Нухаева, склонял читателя к другой точке зрения и делал все его рассуждения несостоятельными".

"Еще нужно пояснить, что те 15 часов интервью с Нухаевым появились у Хлебникова благодаря собиранию материалов о Березовском. Ради этого он и отправился на встречу с Нухаевым. Насколько мне известно, Хлебников весь разговор переводил на Березовского, но Нухаев от этой темы уходил и говорил о своем. После книги о Березовском Хлебников решил написать книгу "Исповедь чеченского бандита" по имеющимся уже материалам. И когда он ее написал, то не согласовал с Нухаевым", - отметил также Стрелецкий.

"Разговор с варваром"

Презентация книги "Разговор с варваром" прошла в июле 2003 года. По сути, это биография Нухаева: как он учился на юрфаке МГУ, затем стал заниматься рэкетом и как получил пост вице-премьера правительства Ичкерии, где был ответственным за нефтяной бизнес. В книге также содержатся размышления Нухаева об устройстве общества. "Не должно быть никакого экономического развития. Закон должен быть против прогресса, потому что Бог создал живое, а прогресс рождает только мертвое", - цитируются в книге слова Нухаева. "В истоке лежит бандитский менталитет. Не ислам, а именно бандитский менталитет, менталитет нового варвара", - описывал его размышления Пол Хлебников.

"Хожа"

Нухаев родился в 1954 году, принадлежит к тейпу ялхой и является выходцем из села Гелдаган Шалинского района Чечни.

В Москву он приехал в середине семидесятых годов. По разнарядке от депортированных народов в 74-м году поступил на юридический факультет МГУ. Вместе с Саид-Хасаном Абумуслимовым (впоследствии вице-президентом Чечни при Зелимхане Яндарбиеве) организовал подпольный комитет по освобождению Чечни. Комитет занимался распространением книг Авторханова, Солженицына, Сахарова. По словам Нухаева, Абумуслимов отвечал за политику и информацию, он сам занимался финансами и оружием.

В 1980-м году Нухаева осудили на 8 лет за разбойное нападение. Сам Нухаев в интервью газете DIE WOCHE говорил, что на самом деле был осужден "за политику" - "так как официально в СССР политических преступлений не было, накануне Олимпиады-80 меня решили изолировать, навесив уголовное дело о разбойном нападении".

В общей сложности он провел за решеткой 7 лет, трижды был судим и трижды совершал побег из мест заключения. Его, как и другого известного чеченского уголовного авторитета Сулейманова, по кличке "Хоза" считали крестным отцом чеченской мафии в Москве. В то время Нухаев был известен подл кличкой "Хожа".

В 1990 году Нухаев, а также другие наиболее влиятельные "авторитеты" "лазанской" группировки были арестованы за вымогательство, совершенное в отношении директора колбасного цеха города Гагарина Дащяна. Был приговорен к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима.

В ноябре 1991 года Нухаев был этапирован из мест лишения свободы в Хабаровском крае и доставлен в СИЗО-1 Грозного, откуда в декабре 91-го освобожден. Этим СИЗО в то время командовал Казбек Махашев, будущий министр внутренних дел Ичкерии.

В 1994 году за несколько месяцев до начала войны в Старопромысловском районе Грозного он арендовал крупное помещение под фирму "Оазис". Туда проводился набор молодых парней в качестве охранников, большинство из которых были жителями его родного села.

"Полевой командир"

По неподтвержденным данным, в первые месяцы войны 1994-96 годов Нухаев возглавлял небольшую группу боевиков численностью максимум в 100 человек, и не пользовался той известностью, какую в первую войну в Чечне имели Басаев, Гелаев, Дашаев и десятки других полевых командиров. По некоторым данным, в первую войну в Чечне Нухаев был ранен во время боев за Грозный, после чего переправлен на лечение в Турцию. От этого ранения у Нухаева появилась легкая хромота и на людях он стал появляться с щегольской тросточкой

После своего ранения, находясь в Турции, формировал теневой кабинет правительства Ичкерии, а также занимался решением вопросов, связанных с вывозом и обеспечением лечения за границей раненых боевиков. Там он якобы возглавляя службу Внешней разведки Ичкерии, но этому нет достаточных подтверждений. Многие считают, это утверждение вымыслом самого Нухаева, направленным на поднятие собственного авторитета.

В 1996 году занимал в правительстве Зелимхана Яндарбиева пост первого вице-премьера. Нухаев курировал внешнеэкономические связи и международные отношения, а также нефтяную и газовую промышленность. Весной 1997 года возглавил "Кавказско-американскую торгово-промышленную палату", зарегистрированную в Вашингтоне. Затем создал холдинг "Кавказский общий рынок", а также стал соучредителем "Кавказского инвестиционного фонда".

"Евразиец"

С началом "второй чеченской войны" Нухаев уехал в Азербайджан и жил в Баку. По некоторым данным, он со своими многочисленными помощниками снимал целый этаж в гостинице "Апшерон". Предположительно Нухаев финансировал подпольно выходившие в Чечне газеты "Ичкерия" и "Мехк-Кхел". Кроме того, по некоторым данным, оказывал финансовую помощь отрядам боевиков Хамзата Гелаева и Асланбека Абдулхаджиева ("Большой Асланбек").

В 2001 году Нухаев впервые озвучил крайне непопулярную среди чеченцев (как сторонников, так и противников России) идею раздела Чечни на северную (российскую) и южную (ичкерийскую) части. Кроме того, несмотря на то, что он был объявлен в федеральный розыск, в июне 2001 года побывал в Москве, приезжал в Останкинский телецентр и давал интервью одному из телеканалов. Несколько месяцев перед этим глава президентской администрации Александр Волошин лично распорядился, чтобы для участников конференции были предоставлены апартаменты фешенебельного "Президент-отеля". В том же году учредил межтейповое движение "Нохчи. Латта. Ислам". С ним в то время сотрудничал "евразийский" политик Александр Дугин.

Гибель в горах Дагестана

Хож-Ахмед Нухаев находился в Азербайджане продолжительное время. Именно оттуда редактировали его именной сайт в Интернете. С весны 2004 года какой-либо информации о Хож-Ахмеде Нухаеве не поступало. По некоторым данным, Хож-Ахмед Нухаев в конце 2003 года тайно прибыл в Чечню. Якобы именно он уговорил Руслана Гелаева перейти через Дагестан в Грузию, и был вместе с его отрядом, блокированным в горах Дагестана зимой 2004 года. Тогда подавляющая часть гелаевцев погибла, несколько человек были взяты в плен, а 28 февраля был убит и сам Гелаев. Некоторые источники считают, что Нухаев тоже погиб в горах вместе с гелаевцами, но, по другой версии, ему удалось уйти.

Косвенным подтверждением первой версии служит то, что с тех пор спонсируемые Хож-Ахмедом Нухаевым газеты "Ичкерия" и "Мехк-Кхел" не выходят. Нет также новых книг-брошюр Нухаева на темы российско-чеченских и международных отношений, а также его видения будущего Чечни, которые раньше доставлялись из Азербайджана и до сих пор можно встретить в торговых ларьках Грозного и Назрани.

Кто же "заказал" Хлебникова?

При сопоставлении двух дат - конца февраля - начала марта (сроков предполагаемой смерти Нухаева) и 9 июля (дня гибели Хлебникова) выясняется, что Нухаев не может стоять за смертью журналиста.

Таким образом, все выводы Генпрокуратуры оказываются ложными. Получается, что повесив убийство Хлебникова на мертвого Нухаева, который не может опровергнуть обвинения против него, следствие либо скрывает свою некомпетентность, либо элементарно покрывает действительного виновника гибели журналиста.

Учитывая же тот факт, что расследованием этого дела занималась Генеральная прокуратура России, остается только намекать с какой "высоты" могло оказываться давление на этот орган.

Подготовили Казбек Цураев и Султан Абубакаров

При написании статьи использованы материалы сайта "Кавказский узел".

Опубликовано 21 июня 2005 года