Грузия: армянское население договаривается с правительством
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Около 20 представителей армянского населения Джавахети, южного региона Грузии, проведут встречи в кабинете министров страны, с целью обсудить множество социальных проблем, беспокоящих регион. Примечательно, что это будет первая подобная встреча.
14 апреля начнутся трехдневные переговоры, которые помогут выявить насколько грузинские власти верны обещаниям, данным жителям этого слаборазвитого региона, где около 90 процентов населения составляют этнические армяне.
Армяне из Джавахети проведут встречи в министерствах образования, культуры и транспорта, а также в министерстве по урегулированию конфликтов и в Комитете по правам человека Парламента Грузии.
Если в результате встреч власти Грузии начнут проводить в регионе новую политику, это будет важным достижением молодежной делегации, в большинстве своем состоящей из членов новой организации под названием "Единый Джавахк" ("Единый Джавахети").
В противном случае усилятся скептические настроения среди армян, уверенных, что Тбилиси намеренно игнорирует интересы региона.
"Единый Джавахк" заявил о себе 13 марта, через три дня после своего основания, проведя восьмитысячный митинг в центре главного города в Джавахети Ахалкалаки.
Члены этой молодежной организации заявили, что их действия связаны с известиями о намерениях грузинского проправительственного молодежного движения "Кмара" провести акцию протеста в Ахалкалаки против расположенной здесь российской военной базы, которая является основным источником занятости для местного населения.
Вскоре организация "Единый Джавахк" разделилась на умеренный и радикальный лагеря.
Умеренные старались наладить связи с грузинским правительством, а радикальные члены прибегли к политической агитации, вывели людей на улицы, приготовили лозунги и пригласили на митинг поп-группу из Армении.
"Мы хотим иметь те же права, что и все граждане Грузии. Мы не хотим быть гражданами второго или третьего сорта", - заявил IWPR один из лидеров умеренного крыла Артур Погосян.
"Все эти 15 лет наш народ молчал и был лояльным ко всем трем президентам Грузии, а сегодня пришло время правительству обратить на нас внимание", - добавил он.
Радикалы отказались ехать в Тбилиси в составе делегации.
Один из радикальных лидеров организации Вааг Чахалян скептически относится к начинанию умеренного лагеря.
"Если они реально хотят решать вопросы, мы готовы с ними работать", - заявил он IWPR.
Он также подчеркнул, что это уже не может принять форму подкупа, как это делалось до сих пор, когда оппозиционно настроенные лица назначались на высокооплачиваемые государственные должности. "Нужно чтобы проблема действительно ставилась и решалась", - добавил он.
Для тбилисского политолога Гии Нодиа этот раскол не является неожиданностью. "[Эта организация -] очередная попытка найти какие-то общие интересы или общие требования, вокруг которых можно было бы объединиться. Но обычно этому объединению препятствуют различия интересов, видения стратегий или политические амбиции", - заявил он IWPR.
На митинге 13 марта, Погосян зачитал письмо грузинскому правительству, в котором излагались проблемы региона, одного из самых отсталых в Грузии.
Основные из поднимаемых в письме вопросов - неэффективное местное правление, недостаток электричества, плохие дороги, проблемы с таможней, налогами и паспортами - актуальны и для других регионов страны.
Часть же вопросов являются специфичными для Джавахети, например, проблемы преподавания истории Армении в школах и составления официальной документации на армянском и русском языках.
Однако, требования автономии или выхода из состава Грузии на митинге не прозвучали в отличие от более радикальных сборищ в начале 90-х, когда националистические чувства были на подъеме.
Основное требование, предъявляемое властям в Тбилиси, - смягчить требование о выводе российской военной базы из Ахалкалаки, так как, по мнению большинства местного населения, она имеет большое стратегическое и экономическое значение для региона.
"Всегда страдает простой человек, а для тех, кто занимает кресло - проблем нет", говорит местный житель Баграт Какосян.
"Люди продают последнего теленка, чтобы взять визу и поехать в Россию. А там из-за того, что у Грузии с Россией отношения не ладятся, при любом случае депорт в паспорт ставят, только потому, что они - жители Грузии. А если базу выведут, нам и в Грузии плохо будет", - говорит он.
На митинг пришли почти одни сезонные рабочие, вынужденные каждый год ездить на заработки в Россию, так как в самом регионе работы нет. До недавнего времени им приходилось тратить время и деньги на получение заграничных паспортов в региональной столице Ахалцихе. После митинга правительство открыло дополнительный паспортный стол в Ахалкалаки.
Глава местной администрации Ахалкалаки Артур Еремян говорит, что такие проблемы создаются из-за непонимания центральными властями существующих в регионе проблем.
"У каждого министерства есть задача - осуществить реформу, но каким путем -уже никому не интересно, а ведь в каждом районе есть свои особенности", - говорит он.
По мнению одного из лидеров организации "Единый Джавахк", пожелавшего остаться неназванным, основной причиной социальных проблем региона является доминирование нескольких могущественных кланов, действующих на основании своих бизнес интересов. Эти кланы пользуются поддержкой правительства как в Тбилиси, так и в Ереване и имеют влияние на местные власти.
По утверждению Нодиа, один из этих кланов, сгруппировавшийся вокруг семьи парламентария Мелика Раисяна, обеспечивает контроль правительства в регионе.
"[Правительство] дало лидерам, выступавшим против Тбилиси, доходные должности и тем самым успокоило их. И во время Шеварднадзе велась такая политика. Новое правительство не изменило принципов руководства, ориентируется на влиятельных игроков, а не на гражданский и демократический прогресс", - заявил Нодиа IWPR.
Нодиа также говорит, что подобные интриги естественным образом вызывают сомнения среди людей и по отношению к организации "Единый Джавахк". Митинги в Ахалкалаки многие рассматривали как способ дискредитировать кого-то и занять его место, ... укрепить позиции людей, близких к [министру внутренних дел Вано] Мерабишвили или президенту".
Мерабишвили - выходец из Самцхе-Джавахети и имеет большое влияние в регионе. 27 марта он встретился с представителями умеренного крыла организации "Единый Джавахк" и уговорил их не участвовать в митинге, намеченном на 31 марта. Он также обещал лично приехать в Джавахети в мае и проверить как в регионе осуществляется политика правительства.
На встрече с министром было принято решение создать Общественный комитет Джавахети, который бы поддерживал постоянные связи с правительством в Тбилиси.
"Решение проблем я вижу в диалоге представителей региона с властями, чтобы власти поняли чего мы хотим. Если нет, мы соберемся на очередной митинг в середине мая", - говорит один из умеренных лидеров организации "Единый Джавахк" Самвел Манукян.
На митинге 31 марта доминировал Спортивно-культурный союз молодежи Джавахка (в сокращении с армянского ДжЕММ), у которого на повестке более националистические требования, например, признание Грузией геноцида армян в 1915 году.
Представитель ДжЕММ Вааг Чахалян говорит, что не видит смысла в переговорах с грузинским правительством, так как армяне Джавахети в прошлом уже много раз оставались обманутыми.
Олеся Вартанян, корреспондент газеты "Южные ворота", издаваемая в Самцхе-Джавахети при поддержке IWPR
Опубликовано 14 апреля 2005 года