Мино-урожай

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывшее совхозное поле в пригороде Грозного обильно заросло сорной травой. Вместо работников на нем издалека можно увидеть трупы собак, подорвавшихся на минах и птиц, что-то клюющих возле них.

Это Грозненско-сельский район. Между дачами, в которых люди не живут с 1994 года и аэропортом "Северный" - бывшее посевное поле. Аэропорт во время войны в Чечне был базой-госпиталем для федеральных солдат. Тогда военные и заминировали поля вокруг себя от нападения боевиков.

На этих землях до войны с одного гектара собирали 20-25 центнеров урожая пшеницы. Сейчас сказать, что 530 гектаров земли пустуют, было бы неправильно - они находятся под минами.

Похожую картину можно видеть и на остальных полях Чечни. Как рассказывает начальник отдела растениеводства Минсельхоза Чечни Заурбека Буцуева, "площадь под минами по посевным участкам занимает 6185 гектаров земли".

По его словам, наиболее пострадавший от "засилья минных полей" - Грозненско-сельский район. Здесь минными полями занято около 2 тысяч гектаров пахотных земель. Затем идут Сунженский район - около полутора тысяч га - и Ачхой-Мартановский - чуть больше тысячи га. "Меньше всего мин в Шелковском - 18 гектаров и вообще нет в Надтеречном и Наурском районах (здесь не проводились боевые действия)", - говорит Буцуев.

На всех этих полях полевые работы пока не ведутся - слишком высока вероятность подрыва крестьян. Об этом свидетельствуют списки работников агропромышленного комплекса Чечни, пострадавших в результате военных действий и подрывов на минах. Согласно этим данным, всего погибло 17 человек, еще 9 ранено. Среди погибших три женщины - директор госхоза "Предгорный" Манжа Джамбекова и рабочие госхоза "Ассиновский" Асма Махаури и Зухра Имадаева.

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Чечни начало работу по разминированию посевных земель с 3 марта 2005 года. До этого времени "сбором урожая" мин никто не занимался. Как объясняет начальник управления МЧС Чеченской Республики Хусейн Хаджиев, были две причины: "отсутствие специалистов" и "глобальные проблемы в республике, которые надо было решать в первую очередь".

Первая проблема в настоящее время решается. Когда министр МЧС Чечни Руслан Автаев обратился за помощью в головное министерство в Москве лично к Сергею Шойгу, тот выделил людей и технику. Именно в рамках этой помощи в марте этого года прибыла из Косово элитная московская группа "Лидер", занимавшаяся там разминированием.

"В этой спасательной группе всего 33 сапера со своей техникой и оборудованием, а в апреле их сменило 18 человек оттуда же", - сообщает Хусейн Хаджиев.

За два месяца своей работы в Чечне группа "Лидер" разминировала в Грозненско-сельском районе 190 гектаров посевных площадей, говорит Хаджиев.

Сейчас к ним поступила заявка на разминирование 400 гектаров посевных угодий совхоза "Родина". Сколько времени потребуется неизвестно - "в зависимости от того, что там будет. Если что-то крупное, уйдет много времени, привлечем местные самосвалы и тракторы", - объясняют саперы.

Специалисты из группы "Лидер" будут сменять друг друга и покинут Чечню только тогда, когда полностью разминируют все минные поля, включая и жилые окрестности.

Впрочем, несмотря на качество и профессионализм работы "лидеровцев", если они останутся единственным источником помощи для Чечни, то видимо поля под минами будут находиться долго.

Помимо минных полей у агропромышленного комплекса Чечни еще одна проблема - часть посевных площадей в Чечне занято федеральными войсками. В основном, это горные районы - в Шалинском районе занято почти три тысячи гектаров, в Веденском - 409 гектаров. В плоскостных районах меньше: например, в Грозненско-сельском районе - 726 гектаров.

По поводу посевных площадей, занятых вооруженными силами, поведал Хаджиев: "Мы сейчас отвоевываем эти земли и в скором времени решится и эта проблема".

Пока же получается, что из-за военных последствий на территории Чечни не дают урожая чуть больше 12 тысяч гектаров земли из общей посевной площади в 305 тысяч гектаров.

Впрочем, по словам сотрудницы госхоза "60 лет Октября" Губай Чучуевой, даже если разминируют поля, времени на восстановление прежнего качества земли уйдет много. "Три года уйдет - это самое меньшее. Надо учитывать, что почти 10 лет земля не давала урожая, не получала минеральных удобрений", - говорит она.

Ася Рамазанова

Опубликовано 24 мая 2005 года