Заур Барцыц: Авторитет прокуратуры, как и всех правоохранительных органов, сегодня на низком уровне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заур Барцыц - Генеральный прокурор. Он проработал в системе прокуратуры более 27 лет. С 1993 года по 1998 - заместитель председателя Верховного суда. Затем более двух лет работал в прокуратуре Ростова-на-Дону. С 2003 года - преподаватель юридического факультета АГУ.

-Заур Семенович, с чего вы начали работу в должности Генпрокурора?

- Мне надо вникнуть в суть деятельности каждого отдела прокуратуры. Недавно состоялась коллегия, где мы обсудили деятельность прокуратуры по вопросам охраны природы, состояние дел по безнадзорности и борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних. Будем постепенно вникать в суть. К нам недостаточно поступает оперативная информация, которой располагает МВД. Оперативные работники должны иметь поддержку граждан, чтобы они их информировали. Но такой системы нет, и это сильно усложняет работу. К примеру, по похищению человека уголовное дело заведено, но не создано оперативно-розыскное дело.

- Как вы намерены бороться с преступлениями, связанными с похищениями людей?

- Надо этим просто заниматься. Я уверен, что не все похищения фиксируются. Иногда знаем, кто это совершил, - глаза закрываем. Иногда можем установить, кто это сделал, - не устанавливаем. Если совместно будут действовать СГБ, МВД и прокуратура, то будут результаты. Одно, два похищения раскроем - похитители остановятся. Ведь этим много лет занимаются одни и те же группы...

- Очевидно, речь идет об организованной преступности. Каковы планы по борьбе с организованной преступностью?

- Когда говорят об организованной преступности, у нас, в первую очередь, подразумевают причастность к этому правоохранительных органов. По прокуратуре мне еще трудно говорить. Есть информация, но ее необходимо перепроверять. Я уверен в том, что после войны, при формировании состава прокуратуры и органов внутренних дел, тщательного отбора людей не было. Но прошло время, пора усиливать требования к работникам правоохранительных органов. Я на эту должность потому и согласился, что вопрос был поставлен так.

- В прессе было несколько публикаций об организованной преступности в Гагрском районе, о фактах незаконного задержания граждан...

-... Я тоже располагаю информацией по отдельным уголовным делам, но в целом дать оценку по Гагрскому району мне тяжело. Я могу сказать, что есть много упущений в работе, и с понедельника там будет новый прокурор - Юрий Арчелия.

- Известно, что коррупция у нас получила широкое распространение. Намерены ли вы всерьез заниматься этой проблемой?

-Безусловно. Я ставлю вопрос о соблюдении законности не только работниками правоохранительных органов, но и всеми гражданами республики.

- Прокуратура никогда не реагировала на нарушения закона президентом, парламентом, членами правительства, главами районных администраций. Намерены ли вы выносить протесты такого рода?

-Мы обязаны это делать. Если Генеральный прокурор приходит к выводу, что, к примеру, какой-то закон не соответствует Конституции, он не должен молчать. Но механизм разрешения этих споров - Конституционный суд, которого у нас пока нет.

- Бюджет страны не выполняется по отдельным статьям, но никто за это ответственности не несет. Генпрокуратура ведь обязана на это реагировать?

-Мы планируем к концу года возвращаться к исполнению бюджета и информировать парламент, кто, по нашему мнению, в этом повинен. Кто-то ведь должен сказать об упущениях.

-Есть ли надежда, что политические убийства будут раскрыты?

-Расследование не завершено. Но пока я не вижу перспективы. Не все зависит от прокуратуры. Должна быть оперативная информация. В этом плане у нас пробел.

-В чем главная проблема прокуратуры?

-Некоторые работники прокуратуры не в полной мере отвечают требованиям. Принижен спрос с прокуроров и следователей за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Нужна серьезная работа по формированию кадров. Авторитет прокуратуры, как и всех правоохранительных органов, сегодня на низком уровне. И то, что не все заявляют в правоохранительные органы о преступлениях, говорит об этом. Будем поднимать наш рейтинг.

Новому руководству прокуратуры требуется время, чтобы вникнуть во все направления деятельности. И поэтому информацию по конкретным делам, судьба которых сегодня волнует общество, мы надеемся получить позже. Среди них - уголовное дело, в котором фигурируют Адгур Харазия и Аслан Барателия, дело по Торгово-промышленной палате, связанное с вывозом оборудования с Гагрского молзавода, приостановленные дела о погроме в Верховном суде и нарушениях в Гальском районе во время выборов президента и т.д. Нам важно знать, на каком основании освобожден от должности прокурор и понесет ли он наказание за допущенные "упущения". Это тоже дело "чести мундира", от которого зависит и авторитет прокуратуры.

Мария Перова

Опубликовано 17 мая 2005 года

источник: Газета "Нужная"