Восстанавливается православный храм в Грозном

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

1 мая у неприметного полуразрушенного здания на одной из центральных улиц Грозного было необычайно многолюдно. Мирные жители, в основном, пожилого возраста, российские военные в камуфляже, и резко выделяющееся на их фоне красное с золотом одеяние православного священника.

В этот день впервые за много лет жители Грозного православного вероисповедания отмечали свой праздник - пасху - как и положено, со священником и службой. Служба велась в бывшей крестильной комнате Храме Архангела Михаила - единственном православном приходе в Грозном. Проводить службу в самом храме пока невозможно - его восстановление только ведется.

На празднование Пасхи собралось не менее 200 прихожан. Также очень много было федеральных военных. И хотя, вопреки традициям, служба была проведена не в вечер накануне, а уже в пасхальное утро, но зато верующие, возглавляемые священником, смогли выйти на улицу и обойти храм.

Построенный еще в 1893 году терскими казаками, храм Архангела Михаила был разрушен авиабомбардировкой почти через 100 лет после своего возведения - в 1995 году.

В 1996 году уже были начаты работы по его восстановлению, когда после событий августа начатые работы были законсервированы на долгие годы.

Нынешнее восстановление храма началось в ноябре 2004 года. Но, несмотря на быстрые темпы работы строителей, его сдача намечена только к Рождеству 2006 года.

Работы в рамках Федеральной программы по восстановлению Чечни храма Грозного, ведет фирма "Мосстройтехкомплект", нанимая на работу местных строителей.

По словам начальника участка этой организации Нурдина Мицаева, темпами ремонтно-восстановительных работ невысоки по причине отсутствия финансирования.

"Финансирование обещают открыть со дня на день, но если снабжение и материальное обеспечение будет продолжаться такими темпами и дальше, то и за десять лет не сдадим объект", - возмущается он.

"Нам определена задача - восстановить храм Архангела Михаила в первозданном виде. Но будут и кое-какие усовершенствования - например, сплошные железобетонные монолитные перекрытия, что влечет за собой прочность и сейсмостойкость здания", - рассказывает Мицаев.

По оценке Ставропольской и Владикавказской епархии, восстановление храма Михаила Архангела требует затрат, исчисляемых миллионами рублей.

Период с 1996 по 1999 годы оказался крайне сложным для грозненского храма и его обитателей.

Так, в октябре 1995 года был избит второй священник грозненского храма отец Александр, в январе 1996 года на дороге в Урус-Мартан похищены настоятель храма Михаила отец Анатолий и сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии отец Сергий.

Отец Анатолий был увезен в неизвестном направлении, а отец Сергий отпущен. Позже, приняв постриг, под именем отца Филлипа, он принимал участие в судебном процессе в магистратском суде в Лондоне в октябре 2003 года. Отец Сергий обвинял представителя Аслана Масхадова Ахмеда Закаева в пытках, но представленные им доказательства суд счел неубедительными.

В январе 1997 года были похищены иеромонах отец Евфимий и послушник Алексий. Весной 1999 года в станице Асиновской были похищены священники отец Петр, отец Петр и еще один иеромонах. А в июле 1999 года прямо из храма в Грозном вместе с церковным старостой Яковом Рощиным и прихожанином Павло Кадышевым был увезен отец Захарий.

Отец Варлаам (Пономарев) стал благочинным православных приходов Ингушетии и Чечни год назад. Под его управлением 4 прихода в Чечне и три - в Ингушетии. Все они относятся к ведению Ставропольской епархии.

"Определенные трудности есть, но в целом все нормально. Президент Чечни и представители власти оказывают нам содействие", - говорит отец Варлаам.

В настоящее время священнику приходится постоянно разъезжать между Чечней и Ингушетией. "Пока я один, хотя на республику положено 10 священников. Выделение такого количества священнослужителей - это проблема, которую быстро не решишь", - рассказывает он. "В настоящее время этот вопрос решается в епархии. Возможно скоро у меня появится помощник", - говорит он.

До 1994 года в Чеченской Республике было десять приходов православного вероисповедания, сейчас осталось только четыре. Помимо храма в Грозном, это приходы в тех станицах, где еще проживают казаки - Наурской, Ищерской и Шелковской. Приход в станице Ассиновской практически полностью разрушен.

По словам отца Варлаама, наибольше число прихожан посещает его службы в Грозном - около 100-150 человек. "В Науре прихожан 50-60, в других приходах еще меньше", - говорит он.

Точное количество прихожан, посещавших службы до 1994 года, отец Варлаам назвать не может. "Но больше, чем сейчас. Тогда в республике жило много православных", - говорит он.

Тимур Алиев

Опубликовано 11 мая 2005 года