Ереван помогает трудовым мигрантам из Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ваан стал одним из огромной массы армянских гастарбайтеров, желающих найти нормальную работу за рубежом. Однако, в России с ним так плохо обошлись, что ему пришлось вернуться домой.
"На поездку меня толкнуло желание подзаработать больше денег, чтобы помочь маме и сестре", - говорит Ваан, полгода назад отправившийся в Россию и недавно вернувшийся в родной город Севан на севере Армении.
После долгих поисков Ваан нашел работу в компьютерном центре в Москве. "Когда наступило время получить первую зарплату, хозяин сказал, что у него нет денег, чтобы расплатиться со мной, а через три месяца и вовсе сообщил, что не даст мне зарплаты. У меня не было прописки и он понял, что никаких прав у меня нет и ничего требовать от него я юридически не могу", - сказал Ваан IWPR.
В беседе с IWPR начальник Управления по миграции и беженцам при правительстве Армении Гагик Еганян заметил, что вопрос трудовой миграции должен быть лучше урегулирован, чтобы люди, подобные Ваану, были защищены. Он также заявил, что для правительства Армении приоритетом является принятие в этом году закона "О трудовой миграции".
Новый закон призван решить две задачи: санкционировать заключение договоров с зарубежными работодателями с целью улучшения условий нахождения работы гастарбайтерами, а также обеспечить безопасность граждан Армении и их защиту трудовыми правами.
По словам Еганяна, сейчас многие трудовые мигранты работают без контрактов на "честном слове" своего работодателя.
По его мнению, государство может и обязано вмешаться, стараясь упорядочить трудовую миграцию. Еганян надеется, что новый закон обеспечит права мигрантов на межправительственном уровне, а консульские и посольские службы Армении будут иметь законные основания для вмешательства с целью помочь своим гражданам.
В качестве эксперимента, правительство Армении заключило в апреле договор с Катаром, на основании которого, по предварительно обговоренным условиям, на работу в это государство, расположенное в регионе Персидского залива, отправятся 23 медсестры и 27 специалистов в области высоких технологий.
Уровень эмиграции из Армении достиг необычайных размеров после обретения страной независимости в 1991 году. Депутат парламента Армении Виктор Даллакян вспоминает, что после распада СССР многие заводы в Армении перестали функционировать, а поскольку Армения не столь богатая ресурсами страна, многим гражданам пришлось заняться торговлей или выехать на заработки за рубеж, чтобы хоть как-то прокормить семью. По словам Даллакяна, в трудовую миграцию вовлечена каждая третья семья.
Володя Саркисян - типичный гастарбайтер, долгое время работающий за границей. "Я по специальности механизатор-экскаваторщик, и с 1993 года работаю в России, так как не могу найти в Армении работу по специальности, чтобы прокормить семью. Приходится кочевать из одного российского города в другой в зависимости от заказов на работу", - говорит он.
Отток был самым высоким в период между 1992 и 1998 годами. Начальник Отдела труда и занятости Министерства труда и социальных вопросов Гагик Блеян разъяснил, что главные причины миграции - недостаток рабочих мест и низкие зарплаты, вызваны целой серией событий: землетрясение 1998 года, война в Нагорном Карабахе с последующей блокадой со стороны Азербайджана и весьма болезненный переход на рыночную экономику.
По мнению Блеяна, такие факторы как безработица, низкие зарплаты, коррупция и протекционизм способствуют продолжению миграции.
По его оценкам, за последние 10 лет за рубежом оказалось около 1 миллиона армян, что составляет четверть населения страны. По официальным данным Министерства труда и социальных вопросов, ежегодно 50-60 тысяч армян, или 5,5% трудоспособного населения, выезжают за границу как "сезонные" мигранты, однако, согласно неофициальным данным, эти цифры могут быть сильно заниженными.
По данным опроса, проведенного недавно Европейским центром передовых социальных технологий среди домашних хозяйств Армении, процент участия городского населения в трудовой миграции выше сельского. В Ереване трудовая миграция составляет 10,5%, а самый высокий показатель в Шираке (зона бедствия после спитакского землетрясения 1988 года на северо-западе страны) - 33%. Самый низкий показатель в Армавире - 6,8%.
Как заметил Блеян, после 90-х годов характер трудовой миграции и ожидания мигрантов несколько изменились. "Люди уезжают в ожидании большей зарплаты, особенно высок спрос на программистов и экономистов, тем самым теперь страну покидают более высококвалифицированные специалисты, чем раньше", - говорит он.
Размеры трудовой миграции Блеяна не беспокоят, поскольку согласно данным опросов, они не выше, чем в других странах бывшего Советского Союза.
Он не разделяет мнение о необходимости вмешательства со стороны государства в решение этого вопроса и принятия специального закона по трудовой миграции. Он говорит, что ни у одной соседней страны такого закона нет.
"Законом о занятости уже в достаточной мере регулируется внутреннее и внешнее передвижение рабочей силы. Согласно Конституции, граждане имеют право на выезд из страны, и никакой закон не может ограничить это право", - сказал он IWPR.
Другого мнения придерживается Еганян из Управления по миграции. Он считает, что государство обязано заботиться об улучшении условий трудоустройства своих граждан за рубежом. "Маловероятно, что в краткие сроки в Армении появится тысяча рабочих мест. Поэтому государство должно взять на себя функцию защиты своих граждан за рубежом", - сказал он.
Эксперт по вопросам экономики и диаспоры Армянского центра национальных и стратегических исследований Овсеп Хуршудян убежден, что трудовая миграция неизбежна и регулирование государством этого вопроса позволит обеспечить возврат граждан на родину и защитить их права за границей.
"Ведь многие уезжают из страны без какой-либо перспективы. Мне известен случай, когда женщина с тремя детьми отправилась в Москву, продав свое имущество. Не сумев найти работы, она убила детей и покончила собой", - говорит Хурдушян.
Наира Мелкумян, независимый журналист, Ереван.
Опубликовано 5 мая 2005 года