Кавказцы обещали продать американцам обогащенный уран
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В среду представители прокуратуры Нью-Йорка сообщили подробности операции по пресечению контрабанды в США переносного оружия российского производства. Как уже сообщалось, 18 подозреваемых задержали в начале этой недели в Калифорнии, Флориде и Нью-Йорке. Большинство из них - выходцы из Грузии, Армении и России. Часть группы составляли американцы. ФБР "вела" группу более года. За это время их подопечные успели пообещать подставным покупателям даже обогащенный уран, "который можно использовать в нью-йоркском метро".
Как заявил прокурор нью-йоркского района Манхэттен Дэвид Келли, главарями международной группы контрабандистов были 26-летний армянин Артур Соломонян и 33-летний выходец из Южной Африки Кристиан Спайс. В банду входил также грузин Иосиф Карабадзе и двое американцев - Джозеф Колпани и Майкл Димар. Всего контрабандой автоматов, пулеметов, противотанковых орудий, гранатометов и ракет класса "земля-воздух" на территории США занимались 18 человек.
Когда подставной покупатель вышел на группу с предложением купить 10-15 гранатометов, ему ответили, что готовы продать только всю партию - 2 тысячи штук. Этим контрабандисты намекали на масштаб своих связей в странах Восточной Европы - в частности, в России, Армении и Грузии, откуда, как они заявляли, планировалось поставлять оружие.
На следующей встрече в одном из ресторанов Манхэттена Алекс (Артур Соломонян) сказал, что партия готова к отправке. На аудиопленке ясно слышно, что на перевозку уйдет два месяца и гранатометы прибудут в порт Лос-Анджелеса, Нью-Йорка или Майами. Агент ФБР ответил, что готов потратить на это 2,5 миллиона долларов.
ФБР продолжала встречи, пытаясь выяснить, куда ведут нити контрабанды. В разговорах с покупателем Соломонян часто ссылался на свои знакомства как с бывшими офицерами КГБ, так и чеченскими лидерами. По его словам, именно эти люди хотят продать оружие тому, кто назовет высшую цену. Соломонян, сидя в горячей ванне в оздоровительном центре в Бруклине, доверился "покупателю" и сказал, что гранатометы привезут из Чечни, из резервов.
Прошлым летом, когда количество встреч возросло, тот же Соломонян заявил, что он может достать обогащенный уран, "который можно использовать в нью-йоркском метро".
- Уран так и не появился, - заявил прокурор Дэвид Келли. - Мы их задержали. Похоже на то, что мы имеем дело с какими-то плохими ребятами в военных кругах стран Восточной Европы. Пока сложно утверждать, откуда идет это оружие - напрямую от военных или с "черного рынка".
По признанию американских властей, поставщики не были напрямую связаны с какими-либо террористическими группами. В процессе расследования ФБР купила у контрабандистов с десяток автоматов и пулеметов, а также два противотанковых орудия.
Роман КИРИЛЛОВ
"Серый" рынок оружия оценивается в $1-2 миллиарда
По данным экспертов, объем продаж на "сером" рынке оружия составляет от 5 до 10% легального экспорта военной продукции. Существование "серого" рынка оружия способствует поддержке не только реакционных политических режимов, находящихся под санкциями ООН, но и террористических организаций.
- Нелегальный рынок только легкого стрелкового оружия (ЛСО) оценивается в $1-2 млрд, если в мире спокойно, и возрастает до $5 млрд, если где-то возникает военный конфликт, - заявил "Известиям" профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Это то, что осязаемо может использоваться террористами.
После задержания в США большой группы предполагаемых контрабандистов оружия министр иностранных дел Великобритании Джек Стро призвал к более эффективному контролю на рынке ЛСО:
- Относительно простые и дешевые обычные вооружения - от стрелкового оружия бандитов и повстанцев до бомб террористов и танков репрессивных режимов - приводят к огромным человеческим страданиям, которые можно избежать. Нам нужно начать с убеждения наших международных партнеров в том, что более прозрачный и эффективный международный режим экспорта оружия в интересах всех нас.
Дмитрий Литовкин
Опубликовано 17 марта 2004 года