Военно-грузинская тревога
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера парламент Грузии принял постановление "О военных базах Российской Федерации в Грузии". В нем, по сути, содержится ультиматум Москве: если до 15 мая не будет определен срок вывода баз, с 1 января 2006 года они будут объявлены вне закона. Начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ Анатолий Мазуркевич заявил, что МО РФ готово вывести войска из Грузии за три-четыре года. Именно на этом и настаивал до сих Тбилиси. В Грузии расценили это заявление как готовность Москвы к конструктивным переговорам.
Постановление грузинский парламент принял единогласно: за него проголосовали все 150 присутствовавших депутатов. "Нахождение военных баз РФ в Грузии не имеет никакого юридического статуса",- говорится в постановлении. В нем называется окончательный срок, который дается Москве для того, чтобы определиться с датой вывода своих войск,- 15 мая. Если до этого не будет достигнуто соглашение о сроках вывода баз, руководство Грузии, считают парламентарии, должно потребовать от российской стороны ликвидировать базы до 1 января 2006 года.
На этот случай парламент поручил исполнительной власти Грузии принять меры по приостановлению выдачи грузинских виз российским военнослужащим, министерству финансов - установить задолженность российской стороны за весь период нахождения баз в Грузии, а минобороны и МВД - разработать специальный режим передвижения российских военнослужащих и их грузов по территории Грузии.
Это, пожалуй, наиболее жесткое решение Тбилиси в отношении Москвы за все время пребывания у власти нового руководства. Практически все депутаты назвали постановление "историческим", а глава парламентского комитета по внешним связям Константин Габашвили заявил: "Это решение не против России, а в ее поддержку. Мы помогаем России стать демократической страной и освободиться от имперского мышления".
Несмотря на требования оппозиции, в проект постановления не попал пункт о выводе не только российских баз, но и российских миротворцев (они размещены в Абхазии и Южной Осетии). По словам авторов постановления, говорить о выводе миротворцев пока рано. Этот вопрос, по их словам, следует решать после того, как будут получены гарантии от международного сообщества о том, что в зоне конфликтов не возобновятся бои, или о том, что российские будут заменены на миротворцев из других государств.
Лидер оппозиционной фракции "Новые правые" Давид Гамкрелидзе выступил за то, чтобы после вывода российских разместить войска НАТО, в первую очередь США и Британии. Эти призывы также не были поддержаны большинством.
После принятия постановления спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе особо подчеркнула: "В руководстве Грузии не было и нет никаких расхождений по вопросу принятия постановления о пребывании российских военных баз на территории страны". И тем не менее еще пару дней назад казалось, что вопрос о российских военных базах станет причиной серьезных разногласий в правящей элите Грузии.
Инициативу в этом вопросе изначально захватили сторонники жесткого курса в отношении России. Несколько дней назад ряд депутатов из пропрезидентских фракций подготовили постановление, в котором содержался призыв блокировать российские базы в случае, если до 1 мая Россия не подпишет соглашение о выводе войск. После того как в среду Нино Бурджанадзе убедила депутатов отложить вопрос, некоторые влиятельные представители пропрезидентского большинства в парламенте, по сути, предъявили госпоже Бурджанадзе и президенту Саакашвили ультиматум. Они пригрозили перейти в оппозицию, если постановление не будет рассмотрено до конца недели.
Нино Бурджанадзе пришлось согласиться, хотя она чуть ли не до последнего момента считала принятие документа несвоевременным. По данным Ъ из заслуживающих доверия источников, одним из главных аргументов противников постановления, прозвучавшим вчера на закрытом заседании одного из парламентских комитетов, было то, что "в преддверии 60-летия общей победы над фашизмом столь радикальное требование может быть неправильно истолковано в России и вызвать обиду" и что с Россией надо продолжить переговоры.
До принятия вчерашнего решения исполнительная власть Грузии в лице президента, премьера и министра иностранных дел занимала сдержанную позицию и открыто не поддерживала радикальные устремления парламентариев. А эксперты, близкие к исполнительной ветви власти, в беседах с корреспондентом Ъ намекали, что, согласно грузинской конституции, постановление парламента не имеет юридической силы и носит всего лишь рекомендательный характер, стало быть, говорили они, власти Грузии сами решат, следует ли им согласиться с рекомендациями парламента о блокаде российских баз.
И тем не менее постановление вчера было принято, причем в весьма жесткой форме. Более того, по завершении заседания парламента Нино Бурджанадзе выразила уверенность, что "данное постановление обязательно будет реализовано, так как в этом вопросе позиции исполнительной власти, парламента и народа Грузии едины".
На вопрос корреспондента Ъ, что повлияло на столь единодушное решение парламентариев, среди которых накануне явно не было единства, и на поддержку этого решения исполнительной властью, которая долго колебалась, один из сотрудников администрации президента Грузии ответил: "Главным фактором единства стали угрозы, прозвучавшие из Москвы об объявлении энергетической блокады Грузии, и это задело национальные чувства депутатов, которые и приняли это решение".
Грузинские парламентарии, действительно, очень болезненно отреагировали на заявления, прозвучавшие в российской Госдуме, о том, что в случае принятия постановления по базам Россия прекратит электроснабжение Грузии. Представители как оппозиции, так и пропрезидентского большинства были едины во мнении: в этом случае грузинское правительство будет вправе выдворить РАО "ЕЭС России" из Грузии, конфисковать его имущество, поскольку энергетическая блокада будет практически означать объявление войны Грузии, и потому международное сообщество поддержит Тбилиси в этом решении.
Жесткая позиция Тбилиси, похоже, уже возымела действо. Вчера начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Анатолий Мазуркевич заявил "Интерфаксу-АВН", что "для вывода российских военных баз с территории Грузии потребуется не менее трех-четырех лет". По его словам, "это официальная позиция руководства Минобороны, которой оно будет придерживаться в ходе предстоящих российско-грузинских консультаций". Генерал отметил, что "62-я и 12-я российские базы будут преобразованы в горно-стрелковые бригады, которые будут дислоцироваться на Кавказе". По данным Ъ, речь идет о передислокации войск на территорию Северо-Кавказского военного округа в Ботлих (Дагестан) и станицу Зеленчукскую (Карачаево-Черкесия), где из них будут сформированы две горно-стрелковые бригады.
Заявление генерала Мазуркевича сенсационно по двум причинам. Во-первых, оно свидетельствует о том, что Минобороны отошло от тех позиций, на которых на протяжении последних лет строило отношения с Тбилиси по вопросу вывода военных баз - не менее 11 лет. При том что Грузия настаивала на сроке в четыре года. Во-вторых, впервые озвучены генералом Мазуркевичем данные о том, что, согласно имеющимся у Минобороны планам, подлежащие выводу из Грузии войска будут передислоцированы на территорию Северо-Кавказского военного округа, где из них будут сформированы две горно-стрелковые бригады. Между тем ранее президент Владимир Путин распорядился о формировании таких бригад до конца этого года. Однако вряд ли военнослужащие-контрактники, хотя и имеющие российское гражданство, но набранные в большинстве из местного населения, захотят покинуть Ахалкалаки и Батуми, поменять их на Ботлих и Зеленчукскую, а не предпочтут уволиться с военной службы и остаться в родных краях.
В Тбилиси это возможное изменение в позиции Москвы не осталось незамеченным. Пресс-секретарь президента Грузии Гела Чарквиани вчера дал понять, что это предложение в Тбилиси считают конструктивным и готовы его рассмотреть.
Владимир Ъ-Новиков, Тбилиси; Олег Ъ-Зорин, Иван Ъ-Сафронов
Российские войска в Грузии
На территории Грузии дислоцированы две российские военные базы - 12-я (Батуми) и 62-я (Ахалкалаки), а также вспомогательные части и подразделения. Каждая из двух баз представляет собой фактически кадрированную мотострелковую дивизию. Организационно российские части в Грузии подчиняются командованию Группы российских войск в Закавказье, штаб которой находится в Тбилиси. Всего на грузинской территории находятся до 5000 военнослужащих, 115 танков, 220 БМП и БТР, 170 артиллерийских систем (не считая миротворческих подразделений в Абхазии и Южной Осетии).
Статус военных баз российские дивизии в Грузии получили по Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В результате на территории страны появились четыре военные базы РФ. 15 сентября 1995 года в Тбилиси был заключен договор между Россией и Грузией, которым закреплялось нахождение российских баз на территории Грузии на следующие 25 лет.
17 ноября 1999 года во время саммита ОБСЕ в Стамбуле Россия приняла обязательства вывести военную технику с 137-й (Вазиани) и 50-й (Гудаута) военных баз до 31 декабря 2000 года и расформировать сами базы к 1 июля 2001 года, что и было сделано.
О сроках вывода баз в Ахалкалаки и Батуми стороны намеревались договориться до конца 2001 года. Однако РФ и Грузия так и не смогли этого сделать. В 2001 году Россия требовала, чтобы для вывода баз было отведено 15 лет, в 2002 году сократила срок до 11-12 лет, а в 2004 году - до 7-8 лет. Грузия настаивает на трехлетнем сроке.
По различным данным, ежегодное содержание баз обходится России в сумму от нескольких сот тысяч до $30 млн.
Госдума готовит заявление о ситуации в Грузии
Госдума РФ намерена до конца недели подготовить текст заявления о ситуации с выводом российских военных баз с территории Грузии. Такое решение было принято вчера по итогам заседания трех думских комитетов - по обороне, по делам СНГ и по международным делам. Комментируя намерение парламента Грузии принять решение о выводе российских войск, депутаты заявили, что сроки, предложенные грузинской стороной, для России неприемлемы. "Эксперты должны подготовить предложения, которые могли бы быть положены в основу обсуждения статуса военных баз и статуса возможных других органов",- пояснил председатель палаты Борис Грызлов. Он также подчеркнул, что, несмотря на отсутствие договоренности между Россией и Грузией о сроках вывода военных баз, а также о суммах компенсаций за имущество, Москва должна настаивать на своих предложениях. "Россия должна настаивать на большей компенсации за вывод российских баз, а также на более длительных сроках их вывода",- полагает спикер. А зампред комитета по обороне генерал-лейтенант Алексей Сигуткин заявил, что угрозы грузинской стороны отказать в выдаче въездных виз военнослужащим российских баз и ввести спецрежим передвижения для российского персонала и техники уже реализуются с июля прошлого года. "Военный городок в Тбилиси, где дислоцируется штаб группы российских войск в Закавказье, уже несколько месяцев живет без света, а наши солдаты и офицеры не получают въездные визы",- подчеркнул депутат Сигуткин. Заявление, содержащее критику действий грузинских властей, нижняя палата рассмотрит в начале следующей недели.
Сюзанна Ъ-Фаризова
Опубликовано 11 марта 2004 года