Социологический опрос о количестве и качестве верующих в Азербайджане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Опрос проводился под руководством Директора Социологической службы ADAM Руфата Гарагёзли.
Данный общенациональный опрос общественного мнения был проведен с целью исследования религиозности, толерантности и уровня религиозных свобод в Азербайджане. Опрос проводился в рамках проекта Центра экономических и политических исследований - FAR CENTRE "Религия и Свобода вероисповедания в Азербайджане после событий 11 сентября" при финансовой поддержке американского фонда "Национальной Поддержки Демократии" (National Endowment for Democracy).
Опрос был проведен в период с 20-го сентября по 10-е октября 2004 года. Общее количество респондентов, участвовавших в опросе, составило 1200 человек. Опрос был проведен посредством личного интервьюирования на основе случайной выборки среди граждан Азербайджана возрастом свыше 18 лет. Опрос был проведен в 12 городах и районах страны, в том числе: Баку, Гяндже, Газахе, Товузе, Шеки, Хачмазе, Губе, Гейчае, Мингечауре, Саатлы, Ленкаране и Масаллы. В той части социологического исследования, которая проводилась в Баку, опрос проводился посредством телефонного интервьюирования, в остальных городах со слабой телефонизированностью населения опрос проводился на улицах, на основе случайной квотной выборки.
Социальное положение респондентов: госслужащих — 16,9%; служащих в частном секторе — 13,9%; предпринимателей — 6,0%; студентов — 12,1%; безработных — 13,0%; пенсионеров — 14,8%; домохозяек — 16,8%; представитель интеллигенции — 6,5%.
Результаты социологического опроса
1. Считаете ли вы себя верующим человеком и если да, то насколько?
- верующим — 87,1
- скорее верующим, чем неверующим — 9,6
- скорее атеистом, чем верующим — 2,3
- убежденным атеистом — 0,6
- не знаю — 0,4
Только для верующих
2. Представителем какой религии и какого ее течения вы себя считаете?
- исламской — 55,6
- христианской — 0,8
- шиитской — 28,5
- суннитской — 8,4
- православной — 2,1
- иудейской — 0,3
- нурчу — 0,3
- вахабитской — 0,3
- бахаистской — 0,1
- баптистской — 0,1
- хенефи — 0,1
- ибрагими — 0,1
Только для верующих
3. Совершаете ли вы намаз?
- ежедневно — 19,9
- нерегулярно — 13,2
- не совершаю вообще — 63,6
4. Хотели бы вы, чтобы Азербайджан управлялся законами шариата, или нет?
- да, полностью — 23,2
- да, частично (например, в семейном законодательстве) — 28,9
- нет — 37,6
- не знаю — 10,3
5. Как бы вы отнеслись к тому, что все мусульмане (все христиане) ходили бы вместе в одну мечеть (например, сунниты и шииты и, вообще, все мусульмане)?
- крайне негативно — 2,0
- был бы недоволен — 6,0
- не очень возражал бы — 30,5
- был бы рад — 50,0
- не знаю — 11,5
6. Как бы вы отнеслись к тому, что члены вашей семью заключили бы брак с представителем другой религии (например, мусульмане с немусульманами и т.д.)?
- крайне негативно — 22,1
- был бы недоволен — 32,7
- не очень бы возражал — 20,5
- для меня это не имеет значения — 20,5
- не знаю — 4,2
7. Как бы вы отнеслись к тому, что президент страны был бы немусульманин?
- это недопустимо — 60,9
- был бы недоволен, но сильно возражать не стал бы — 14,7
- нормально, любой гражданин, в том числе и немусульманин, имеет право на это — 18,8
- не знаю — 5,6
8. Как вы считаете, подходит ли Азербайджану, как мусульманской стране, демократия, или нет?
- да, подходит — 45,9
- у нас должен быть свой тип демократии — 13,1
- не подходит — 16,7
- не знаю — 24,3
9. Как вы считаете, что в большей степени препятствует развитию демократии в исламских странах? (указать одну, самую основную причину)
- колониальное прошлое — 5,5
- внешние силы, враждебное отношение супердержав — 14,3
- коррумпированность правителей и чиновников этих стран — 27,8
- мы сами: наша лень и беспринципность — 16,6
- культура и традиции этих стран — 6,3
- другое — 4,9
- не знаю — 24,6
10. Как вы относитесь к зарубежным религиозным миссионерам?
- крайне отрицательно — 21,1
- отрицательно — 34,5
- спокойно, они имеют право распространять свою религию — 29,6
- положительно — 1,7
- не знаю — 13,1
Только для тех, кто относится к миссионерам отрицательно или крайне отрицательно
11. Не могли бы вы сказать, к каким именно миссионерам (какого течения или секты или из какой страны) вы относитесь отрицательно?
- к новым в Азербайджане христианским церквам и сектам — 12,8
- к ваххабизму — 5,6
- к иранским миссионерам — 2,9
- к турецким миссионерам — 1,1
- ко всем — 33,2
12. Как вы относитесь к азербайджанцам, отказавшимся от ислама в пользу других религий?
- крайне отрицательно — 32,9
- отрицательно — 36,9
- спокойно, это их право — 22,5
- положительно — 1,4
- не знаю — 6,3
13. Есть ли среди религиозных лидеров те, кто являются авторитетом для вас?
- да, есть — 13,5
- нет — 65,5
- не знаю — 21,0
Только для тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос
14. Не могли бы вы указать его имя?
- Аллахшукур Пашазаде (Шейх-уль-Ислам) — 4,1
- Хаджи Сабир (заместитель шейх-уль-ислама) — 3,3
- Васиф Мамедалиев — 1,8
- Хаджи Ильгар Ибрагимоглу — 0,7
- Хамнеи (религиозный лидер Ирана) — 0,7
- Гаджи Гамет — 0,5
- Алексий Второй — 0,2
- Другие — 2,2
15. Как вы считаете, следует ли официально разрешать религиозным девушкам носить головное покрытие в школе или ВУЗе, или нет?
- да — 60,8
- нет — 23,8
- не знаю — 15,4
16. Верите ли вы в то, что после смерти человек попадает в рай или в ад?
- да — 63,1
- нет — 8,5
- не знаю — 28,4
НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА
Религиозность растет
Итак, 96,7% респондентов заявили о своей вере в Бога (93.2% респондентов заявили, что они исповедуют ислам). Интересно, что по результатам опроса, проведенного в 1998 г. Институтом Философии Академии Наук Азербайджана лишь 71% опрошенных определили себя "верующими", 18% - "колеблющими", 5% - "неверующими", 2% - "убежденными атеистами" и 3% - "индифферентными к проблемам религии". Таким образом, за последние 6 лет количество верующих увеличилось на 16% (с 71% до 87%), а количество неверующих уменьшилось с 7% до 2,9%.
Здесь уместно отметить, что по данным британской социологической службы ICM Poll, опубликованным в начале февраля 2005 г. на Интернет сайте Радио ВВС, в бедных странах процент верующих людей гораздо выше, чем в благополучных. Более 90% опрошенных жителей в Нигерии, Индии, Индонезии и Ливане утверждают, что всегда верили в бога. В Британии и России таких людей набралось менее 50%, и всего лишь 25% - в Южной Корее.
Качество религиозности
Несмотря на то, что 96,7% респондентов опроса считают себя "верующими", лишь 19,9% из них строго выполняют предписанные Исламом процедуры: по данным опроса Центра ADAM 1998 г. этот показатель составил 11,5%. Схожие результаты были получены в опросе Института Мира и Демократии, Азербайджан (ИМД) 2003 г.: 12% населения Азербайджана регулярно посещает священный храм и 22% регулярно выполняют предписания своей религии.
Для сравнения, среди евреев, проживающих на Западе, число регулярно посещающих синагогу составляет примерно 30% (ICM Poll).
По данным Института Геллапа (1992-1999гг.) в США частота посещения церкви или синагоги также сравнительно высока: в среднем 35% респондентов как минимум раз в неделю посещает церковь или синагогу.
США также не вписываются в простую схему — "меньше денег - больше веры". Семеро из десяти опрошенных американцев признались, что готовы умереть, защищая своего бога. Еще больший процент американцев утверждает, что они изучают религиозные книги (ICM Poll).
О качестве религиозности граждан Азербайджана говорит и то, что лишь 63,1% верующих граждан ответили, что они верят в рай и в ад. Остальных верующих, вероятно, следует отнести к пантеистам или верующим в некую абстрактную метафизическую силу.
Итак, особенно глубокой веры среди респондентов наш опрос не выявил. Скорее всего они воспринимают ислам не как набор предписанных Кораном конкретных верований, этических принципов и религиозных процедур, а как некую культуру (Cultural Muslims), являющуюся частью их идентичности.
Возможно ли Исламское государство в Азербайджане?
Лишь 23,2% респондентов поддержали идею о введении в стране исламского законодательства; 28,9% респондентов приветствовали введение в семье жестких моральных норм ислама. По данным ИМД (2003) лишь 21% населения считает, что Ислам играют важную роль в политике страны.
Религиозная толерантность населения
Широко распространено мнение о том, что азербайджанцы весьма терпимо относиться к представителям граждан других стран, различных этнических групп и вероисповеданий внутри страны. И, действительно, по данным многочисленных социологических исследований, в стране не наблюдается каких-либо признаков антисемитизма, конфликтов между суннитами и шиитами, или ущемления прав этнических меньшинств, о чем указано и в специальных исследованиях, проведенных в Азербайджане представителями ОБСЕ и Совета Европы.
Но как далеко простирается эта толерантность и можно ли оценить ее уровень? Например, известный американский ученый Майкл Уолтцер в своей книге "О терпимости" (Michael Walzer, On Toleration 1997) задаваясь вопросом о том, "насколько люди готовы предоставить место под солнцем для тех, чьих верований они не разделяют и образ поведения которых копировать не желают", выделяет несколько уровней телерантности, среди которых:
- Отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира (наступающее, например, после религиозных войн).
- Позиция пассивности, расслабленности, милостивого безразличия к различиям: "Пусть расцветают все цветы".
- Принципиальное признания того, что и "другие" обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь.
- Открытость в отношении других, любопытство, возможно, даже уважение; желание прислушиваться и учиться.
- Восторженное одобрение различий. Получение эстетического удовольствия от многообразия, а также признание различий, как важного условия развития общества и свободы выбора для личности.
А теперь вернемся к результатам нашего опроса и постараемся оценить уровень толерантности респондентов:
* Обнадеживающим фактом является то, что 80% респондентов не возражали и даже,были бы рады, если бы представители различных течений в их религии вместе посещали бы один и тот же храм.
Несмотря на то, что большинство респондентов ведет светский образ жизни — не исполняет религиозных предписаний и не желает жить в Исламском государстве, — 60,8% из них не возражали против того, чтобы женщины-мусульманки могли бы по своему выбору, ходит в школу или ВУЗ с покрытой головой.
* Однако лишь 37,6% населения твердо желают жить по либеральному принципу "все люди рождаются свободными и они равны перед законом" в то время, как 52.2% респондентов, в той или иной мере желают жить в обществе, основанном на их религиозной идентичности.
54.8% респондентов отрицательно отнеслись бы к тому, что члены их семей заключили бы брак с представителем другой религии.
75.6% респондентов считают недопустимым или были бы недовольны, если президентом страны стал бы человек другого вероисповедания.
55.6% респондентов отрицательно относятся к пропаганде иной веры иностранными миссионерами.
69.8% респондентов отрицательно относятся к верующим, отказавшимся от своей религии и перешедшим в другую веру.
Анализируя эту статистику, можно предположить, что нынешняя степень толерантности населения страны более всего соответствует самым низким, из отмеченных нами, категориям этого понятия: "терпение во имя сохранения мира", "пассивное безразличие" и в лучшем случае — "признание прав других, даже если это мне не нравится". Конечно, это лучше, чем нетерпимость (все, кто не с нами — против нас), но все еще очень далеко от либеральных категорий "уважение; желание прислушиваться и учиться" или "восторженное одобрение различий".
Институционализация религии в Азербайджане
Опрос свидетельствует о крайне слабой институционализации религиозной сферы в стране. Несмотря на то, что 96,7% респондентов считают себя верующими (из них 93,2% мусульмане), лишь 19,9% регулярно совершают молитву, 12% регулярно посещают священные храмы, 13,5% признают авторитет какого-либо современного религиозного лидера. Глава "официальной", поддерживаемой государством исламской организации — Управление Мусульман Кавказа — шейх А.Пашазаде набрал здесь больше всех, но все же ничтожное количество голосов — 4.1%.
Демократия в Исламской стране
45,9% респондентов ответили, что демократия подходит мусульманскому Азербайджану. Много это или мало, можно понять, если мы вывернем этот вопрос наизнанку: Если в нашей стране есть большие проблемы с демократией, то это значит, что 45,9% ее сторонников среди населения еще недостаточно для того, чтобы демократический режим был установлен. Настораживает большое количество респондентов в нашем опросе ответивших НЕ ЗНАЮ (на вопрос о "возможности в стране демократии?" подобным образом ответило 24,3% респондентов). Видно, что по мере увеличения степени политизированности вопросов, количество ответов НЕ ЗНАЮ растет. Такое поведение можно объяснить и разочарованием во всякой общественной активности, и нежеланием брать на себя какой-либо ответственности (даже за собственное мнение), а, возможно и страхом, возникающем при контакте с любым незнакомым человеком (в данном случае — нашим интервьюером). Лишь 16,6% респондентов указало на самих себя как на основную причину провала проекта демократии в стране, остальные пожелали свалить вину за этот провал на кого-либо еще. И, опять же, 24,6% респондентов ответили — НЕ ЗНАЮ, посчитав поставленный вопрос слишком обременительным или рискованным для себя. Такого, к сожалении состояние умов и демократии в современном Азербайджане.
В целом результаты данного опроса подтвердили данные, собранные в ходе нашей работы в фокус-группах по все стране: по мере ухудшения ситуации с демократией и экономикой вера в республиканские идеалы падает, а вера в сверхъестественное растет. При этом высокие этические требования религии, так же как и демократические ценности, вспоминаются все меньше и меньше.
13 февраля 2005 года