Дважды убитый
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
История с расследованием захвата в сентябре прошлого года школы N1 в Беслане вчера получило новое неожиданное и скандальное продолжение. Спецслужбы Ингушетии объявили об уничтожении некоего Изнаура Кодзоева - одного из лидеров ингушского джамаата, который еще осенью вроде как был опознан среди убитых при штурме школы террористов. Эти данные ставят под сомнение многие результаты работы следственной группы по событиям в Беслане, особенно данные о количестве и личностях боевиков. До сих пор считалось установленным фактом, что в нападении на школу в Беслане участвовали 32 террориста, 31 из которых был уничтожен и один - Нурпаши Кулаев - захвачен живым.
Уже через несколько часов после захвата 1 сентября 2004 года школы в Беслане спецслужбы заподозрили, что среди боевиков находится Изнаур Кодзоев. Они отправились к его жене Раките, и она под видеозапись сделала обращение, где просила мужа, "чтобы детям ничего не было" и они "были освобождены". Эту кассету передали бандитам, но они на нее не отреагировали. По официальным данным, сейчас уже опознаны 19 участников нападения на Беслан. Официальные лица их фамилии никогда не называли, но неофициально следователи данные опознанных боевиков особо не скрывали, и, по информации "Времени новостей", среди них числился и Изнаур Кодзоев. Теперь выяснилось, что все это время он прятался в Ингушетии, и ликвидировали его спецслужбы только вчера. Многие оперативники прямо говорят - Кодзоев был в школе, но сумел уйти. Другие считают сложившуюся ситуацию просто чередой ошибок, допущенных при опознании боевиков.
Семья Кодзоевых попала в поле зрения спецслужб давно. По их данным, глава семейства Исса Кодзоев возглавлял общественную организацию "Нийсхо" ("Справедливость"), которая в 1992 году устраивала в Ингушетии митинги и активно участвовала в осетино-ингушском конфликте. Во время первой чеченской кампании Исса Кодзоев присоединился к отряду Радуева и привлек туда своих сыновей - Изнаура и Зелимхана. "Мы как-то даже задержали этого Иссу, но потом его пришлось отпустить, - рассказал один из оперативников. - После этого он больше жил в Москве, чем на Кавказе. А вот его сыновья успели поработать на множество полевых командиров. Одно время они входили в отряд Арби Бараева, потом перешли к Басаеву. Изнаур в поле нашего зрения попал в октябре 1998 года. Тогда около десяти человек, в том числе Кодзоев, возвращались из Грозного в Ингушетию. По пути их машины остановили боевики и всех похитили. А спустя несколько часов Изнаур объявился дома. Сам он сказал, что сумел убежать от бандитов, но ему не поверили. Возникли подозрения, что он связан с боевиками. Но заложников удалось быстро освободить, и Кодзоева трогать не стали".
По данным спецслужб, летом 1999 года Исса, Изнаур и Зелимхан Кодзоевы вместе с отрядами Басаева участвовали в нападении на Дагестан. Вскоре Зелимхан вместе с девятью бандитами расстрелял пять милиционеров на КПП N13 в Приграничном районе Северной Осетии. "Зелимхана еще в прошлом году удалось арестовать, - сказал наш собеседник. - Суд приговорил его к 25 годам тюрьмы, а вот Изнаур оставался все это время на свободе".
По данным спецслужб, Изнаур Кодзоев несколько лет назад перешел от Басаева в отряд полевого командира Али Тазиева по кличке Магас. В составе его группы он напал на Ингушетию 22 июня прошлого года. "Кодзоев принимал в этих событиях самое непосредственное участие, - сообщил нам один из оперативников. - В частности, он лично участвовал в убийствах и.о. министра внутренних дел Ингушетии Абукара Костоева, двух сотрудников прокуратуры и нескольких милиционеров. Имел он отношение и к разработке захвата школы в Беслане, поэтому мы были уверены, что он находится среди боевиков, напавших на детей". Поначалу так думали и сотрудники следственной группы, внесшие Изнаура Кодзоева в список 19 опознанных в бесланской школе бандитов. "По моим данным, он все-таки был в школе, - рассказал нам один из ингушских оперативников. - Потом Изнаур вместе с еще несколькими боевиками заставил заложников переодеться в их камуфляж, а сами они надели нормальную одежду и ушли во время штурма".
"Для нас вся эта ситуация очень тяжелая, - в свою очередь говорят осетинские милиционеры. - Если Кодзоев тогда остался жив и был убит только сейчас, то многие результаты следствия Генпрокуратуры начинают вызывать сомнения. Может, и другие опознанные - не те люди, которые были нам названы? А точно ли уничтожили всех боевиков и правда ли, что никому не удалось скрыться?"
По информации "Времени новостей", о том, что Кодзоев жив, ингушские спецслужбы узнали в начале этого года. 6 января они установили место, где он прячется, - частный дом в поселке Кантышево Назрановского района. "К зданию подъехала наша машина, которую сразу заметил Кодзоев, - рассказали в УФСБ Ингушетии. - Он начал стрелять через окна из автомата, а мы не могли вести ответный огонь, поскольку в доме было много женщин и детей. В результате Изнаур огородами бросился бежать. Заметили это поздно, дали вслед очередь, ранили бандита. Но он все равно сумел уйти".
Новая операция по поимке Кодзоева была подготовлена лучше. Вот что "Времени новостей" рассказал один из ее участников: "Изнаур снял комнату в частном доме на Придорожной улице Назрани. Мы об этом узнали. В среду утром оцепили весь район, тихонько вывели жителей. К дому подъехала бронетехника, после чего мы предложили Кодзоеву сдаться. Он ответил огнем из автомата и пистолета. Потом кинул две гранаты и попытался огородами уйти, но мы его ранили. Он залег у забора и продолжал стрельбу. Пришлось его тоже забросать гранатами. Кстати, пистолет, который был у него найден, принадлежал участковому Зелимхану Асканову, убитому во время нападения на Назрань".
Александр Шварев
Опубликовано 14 апреля 2005 года