Газопровод по дну Каспия - конец энергомонополии России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Казахстан стоит перед трудным выбором. Гнев Кремля или экономическая выгода от совместных со странами ГУУАМ экономических проектов - другой альтернативы для Нурсултана Назарбаева не существует.
Эксперты об окончательном выборе Казахстана говорить пока избегают. Пока что им ясно только одно: если для экспортирования природного газа официальная Астана изберет западные маршруты - Россия окажется вне игры.
Быстрая смена геополитической ситуации на пространстве СНГ показывает, что, сдав позиции в Восточной Европе, Россия стала терять и рынки СНГ. Вчерашние провинции - в частности, развивающийся Казахстан - не прочь потеснить Россию. При этом усилия Казахстана, безусловно, падают на плодородную почву, поскольку Грузия и Украина тоже предпринимают активные шаги к преодолению энергозависимости от России.
В этой связи неудивительны недавние заявления о том, что Казахстан хочет получить свою долю в газораспределительной системе Грузии, которая, чтобы обеспечить свои растущие потребности в энергоносителях, готова закупать "голубое топливо" у Казахстана.
Об этом заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью агентству "Рейтер".
"Мы сейчас строим теплоэлектроцентрали, и наши потребности в газе удвоятся", - заявил на совместной с Назарбаевым пресс-конференции президент Саакашвили, впервые прибывший в Казахстан в ранге главы государства.
"Казахский газ может подаваться в Грузию", - подтвердил Назарбаев. "Нужно, чтобы поставляющие газ казахские компании имели большую долю контроля в грузинской трубопроводной системе", - уточнил он условия партнерства, добавив, что официальную Астану интересуют и другие объекты грузинской энергетической инфраструктуры.
Президент Саакашвили это предложение не прокомментировал. Президенты также не разъяснили, как казахский газ должен подаваться в Грузию. Но ясно, что речь может идти только об использовании газотранспортной инфраструктуры Азербайджана. Следует также отметить, что в скором времени ожидаются двусторонние переговоры между президентами Азербайджана и Казахстана. Но уже сегодня можно говорить о том, что итоги переговоров Алиева и Назарбаева кардинально изменят схему транспорта энергоносителей в регионе и значительно ослабят в нем влияние России.
Одним из вопросов, которые будут рассматриваться на этих переговорах - это транспорт казахской нефти из Кашаганского месторождения. Речь идет не только об условиях перекачки казахской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, но и об использовании нефтетрассы Баку-Супса.
В зависимости от результатов переговоров Алиева и Назарбаева может быть решен и вопрос эксплуатации в перспективе украинского трубопровода Одесса-Броды. После "оранжевой революции" президент Украины Виктор Ющенко активно лоббирует вопрос возможности транспорта по этому трубопроводу каспийской нефти в направлении польского порта Гданьск.
Естественно, что против проектов транспорта энергоносителей из стран Центральной Азии на мировые рынки в грубой форме выступает Россия. Дело в том, что прокладка трубопроводов по дну Каспия поставит крест на российском монопольном контроле над подачей углеводородного сырья из этих стран, и Россия практически утратит последний рычаг влияния на страны Южного Кавказа.
"Ни для кого не секрет, что газ, подаваемый в Азербайджан Россией в объеме почти 6 миллиардов кубометров, на самом деле казахский или туркменский. Т.е., если соглашение о прямой подаче казахского газа по транскаспийскому газопроводу будет достигнуто, это принесет выигрыш Казахстану, Азербайджану и Грузии, а Россия, действия которой можно считать обычной спекуляцией углеводородными ресурсами, останется вне игры", - пишет бакинская газета "Зеркало".
Казахстан, таким образом, оказался перед трудным выбором. Гнев Кремля или взаимная выгода от совместных проектов ГУУАМ - другой альтернативы не существует. В плане обретения новых рынков сбыта, а также диверсификации подачи энергоресурсов, Казахстан получает уникальный шанс избавиться от строгого надзора своего северного соседа. Это, однако, подразумевает экономическую войну с Россией: ведь в таком случае с Южного Кавказа вытеснят один из главных столпов русской экономики - "Газпром".
Такие формы сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном давно уже проанализированы Россией, США и ведущими странами Европы. Руководство Казахстана не раз получало от западных эмиссаров указания о необходимости присоединиться к энергетическому коридору "Восток-Запад". Как оно поступит, пока неизвестно, но в случае реализации указанных проектов это будет не менее чувствительный удар по позициям России, чем прокатившаяся по СНГ волна разноцветных революций.
Интересно, какой выбор сделает Казахстан и согласятся ли Алиев и Назарбаев на строительство газопровода по дну Каспия? С прогнозами о политическом выборе Назарбаева эксперты не спешат. Ясно одно: если Казахстан в обход России изберет западные маршруты, это полностью изменит геополитическую ситуацию в регионе.
Эксперт по вопросам энергетики Гия Хухашвили затрудняется говорить о конкретных перспективах транспорта казахского газа. По его словам, все будет зависеть от того, как разовьются события во всем регионе. В этом контексте Хухашвили особенно выделяет фактор Ирана.
"Однако факт, что пока еще не видно, какое направление избирает Казахстан. Официальная Астана говорит о диверсификации маршрутов. Поэтому судить о выборе президента Назарбаева сейчас сложновато", - говорит Хухашвили.
Какую позицию занимает Россия и как она может отреагировать в случае, если Казахстан противопоставит гневу Москвы активное сотрудничество со странами ГУУАМ? Какие еще факторы влияют на выбор Казахстана? Хухашвили говорит, что все зависит от того, как будут развиваться процессы в Центральной Азии и на Южном Кавказе в целом.
"Многое зависит от того, сумеет ли Россия сохранить свое влияние в этом регионе. Но самым узловым вопросом все-таки остается иранский. Большое значение имеет вопрос о безопасности транспортного коридора TRASECA. Сегодня в регионе имеет место несогласованная тарифная политика тех же Грузии и Азербайджана. В результате, сегодня этот коридор, к нашему сожалению, уже не считается выигрышным", - отмечает Хухашвили.
Уже из-за одной этой конкретной проблемы эксперты опасаются, что Казахстан изберет другое направление. Хухашвили считает, что с казахстанским фактором Грузии придется считаться в любом случае. По словам эксперта, в конечном итоге все зависит от того, какая политика одержит в регионе победу - американско-европейская или российско-иранская.
"С одной стороны стоит западный мир во главе с США, с другой - Иран и Россия. Все зависит от того, насколько за год прояснится ситуация с Ираном. Поэтому от прогноза я все-таки воздержусь", - говорит Хухашвили.
И самый интересный момент. Если оправдаются прогнозы азербайджанских медиа и Казахстан изберет западный маршрут, - перед какой реальностью окажется Россия? А ведь факт, что сегодня Москва своими энергорычагами заставляет дрожать даже Европу. По мнению Хухашвили, со строительством транскавказского газопровода и избранием Казахстаном западного маршрута Россия утратит свою монополию на европейском рынке.
"Это изменит геополитическую ситуацию не только в нашем регионе, но и по всей Европе. Сегодня Европа идет на уступки России, потому что Москва контролирует немалую часть европейского рынка. С потерей же Россией энергорычагов следует ожидать по всему пространству СНГ изменений вроде тех, что произошли в Грузии и Украине. Вполне возможно, что под угрозой развала окажется сама Россия. Нет никаких сомнений, что как только Россия потеряет контроль над энергоносителями, "держава" ослабеет и окажется на грани распада", - считает Хухашвили.
Гера Мамулашвили
Опубликовано 7 апреля 2005 года