Москва вместо Сочи

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В конце марта российский МИД пытался инициировать встречу четырех президентов - Владимира Путина, Михаила Саакашвили, Сергея Багапш и Эдуарда Кокойты. В начале Саакашвили вроде бы согласился, но позже, сославшись на то, что он не был первоначально осведомлен о составе участников сочинского саммита, ехать в летнюю резиденцию президента Путина наотрез отказался. По другой версии, глава МИД Грузии Саломе Зурабишвили проконсультировалась по поводу российского предложения с Кондолизой Райс, которая порекомендовала ответить Москве отказом, что и было исполнено. Почему Москва собиралась так молниеносно провести встречу, так же не является неразрешимой загадкой. В мае в Тбилиси приезжает президент США Джордж Буш, однако официальных заявлений о наличии связи между попыткой организовать сочинскую встречу на высшем уровне и визитом Буша в Грузию в Москве не делают. Если идея сочинской встречи провалилась, то другие, заранее анонсированные переговоры в Москве, все же состоялись.

В воскресенье, 3 апреля, в российской столице встретились главы внешнеполитических ведомств Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Сергей Шамба, Дмитрий Медоев и Валерий Лицкай приступили к подготовке встрече своих президентов, которая предположительно состоится в Сухуме 20 апреля.

Собственно говоря, то, что местом встречи для предварительных переговоров была избрана Москва, не удивительно. Россия, у которой в последние два года заметно осложнились отношения с Грузией и Молдовой, бывшими метрополиями трех, пока еще непризнанных республик, укрепляя свои отношения с Абхазией, Приднестровьем и Южной Осетией, пытается сбалансировать свою геополитическую стратегию на постсоветском пространстве.

В свою очередь, у каждой из трех стран свои проблемы, решение которых без помощи России вряд ли возможно. Над Приднестровьем, не имеющим общих границ с Россией, реально нависла угроза экономической и политической блокады со стороны Украины. Тирасполь нуждается в давлении Кремля на Киев, чтобы избежать этой опасности. Президент Приднестровья Игорь Смирнов видит выход из сложившейся ситуации в предоставлении жителям республики российского гражданства упрощенными методами, то есть так, как это акция проводилась в Абхазии. В свою очередь у Абхазии и Южной Осетии свои, сложившиеся годами проблемы с Грузией. Угроза возобновления войны с приходом к власти в Тбилиси Михаила Саакашвили становится еще более реальной, чем это было в последние годы правления Шеварднадзе. От России, как от главного гаранта безопасности в регионе, требуется всесторонняя поддержка.

Кроме того, Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия, до сих пор лишенные международного признания, пытаются скоординировать между собой свои действия. В интервью агентству "Интерфакс" Сергей Шамба заявил, что "помимо вопросов, связанных со встречей глав наших республик, также обсуждаются проблемы, связанные с перспективами сотрудничества Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья".

Российские эксперты не исключают, что 20 апреля, во время встречи президентов трех республик, будет выработан документ, декларирующий "радикальные шаги по сближению с Москвой в случае, если Грузия и Молдавия не откажутся от политики жесткого давления на бывшие автономии. В перспективе не исключено, что к "союзу трех" присоединится и Нагорный Карабах, однако это уже будет напрямую зависеть от развития армяно-грузинских и российско-азербайджанских отношений. Пока же они находятся на стадии, весьма терпимой для названных сторон.

Игорь Омеркечба

Опубликован 4 апреля 2005 года

источник: Газета "Чегемская правда" (Абхазия)