Место встречи изменить нельзя

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вечером, первого апреля, кортеж из четырех автомобилей, в котором находились Александр Анкваб и вице-премьер Леонид Лакербая, направлялся в Гудауту, когда в районе Ачадары по нему был открыт автоматный огонь. Перекрестная стрельба велась с близлежащих сопок. По предварительным данным следственных органов, огонь велся из двух автоматов - АК-74 и АКМ. С политиками ничего не случилось, однако находившийся за рулем головной машины, Герой Абхазии Роман Герия, получил ранение в бедро. Несмотря на это кортеж, не останавливаясь, проследовал до эшерского поста ГАИ, и уже там теряющему сознание Роману была оказана первая медицинская помощь. Вскоре раненного Герия госпитализировали в Республиканскую больницу, а пост ГАИ до утра стал оперативным штабом по преследованию преступников. Район происшествия оцепили подразделения МВД, однако поиски преступников по горячим следам не увенчались успехом. Их не нашли. Пока сложно сказать, сколько людей учувствовало в покушении. Следственные органы в интересах дела не раскрывают деталей инцидента. Вместе с тем, МВД Абхазии объявило о вознаграждении в размере 150 тысяч рублей за информацию, которая наведет на след преступников, совершивших покушение на главу правительства. Проживающие в Москве абхазские бизнесмены так же намерены своими финансами ускорить раскрытие преступления. Как сообщают источники в правительстве, в ближайшее время московская диаспора объявит свою сумму вознаграждения, и она будет заметно выше милицейской цифры.

Похоже, преступники либо не страдают особыми изысками, либо они слишком уверены в собственной неуязвимости, иначе трудно объяснить ситуацию, при которой покушения на главу правительства с интервалом в месяц происходят на одном и том же месте - в Ачадаре, и в одно и тоже время - около 22.00.

То, что и к первому и ко второму покушению причастны одни и те же люди, уже не сомневается никто. В этом уверен глава МВД Отар Хеция, об этом говорят и Секретарь Совета Безопасности Станислав Лакоба, и человек, избранный в роли потенциальной мишени - Александр Анкваб.

Между тем, весьма cкупы комментарии о произошедшем инциденте представителей новой оппозиции. Точнее, до вечера понедельника их, этих комментариев, вообще не было. После первого случая в их рядах муссировалась версия "самострела", по которой Анкваб инсценировал покушение на себя. Симптоматично, что и бывший президент Владислав Ардзинба, комментируя покушения на премьер-министра в интервью "Республике Абхазия", двусмысленно заметил, что раскручивается одна версия, в то время как о второй версии никто и не говорит... Что подразумевается под определением "вторая" версия, в интервью пояснений не дается. Об этом приходиться лишь догадываться.

Впрочем, главная причина того, что с интервалом в месяц дважды покушаются на премьер-министра, виновата сама власть. Два месяца, как из уст президента и главы правительства звучит тезис о пустой казне, оставленной предшественниками. Они обещали, что будут названы имена виновных в разбазаривании государственных средств, и эти лица будут привлечены к уголовной ответственности. Но дальше декларативных угроз дело не дошло. По всей видимости, власть до сих пор находится под впечатлением выборного противостояния, и любое ее действие или бездействие инстинктивно процеживается сквозь политическую призму.

За день до второго покушения мне удалось ознакомиться с длинным перечнем кредитов, выданных из Приватизационного фонда на различные сельскохозяйственные проекты. Суммы в документе фигурировали приличные, однако, как выяснилось далее, по прямому назначению из сумм были задействованы какие-то копейки.. В остальных случаях деньги брались, а работы никакой не производилось. Впрочем, вряд ли те, кто занимался распределением кредитов, надеялись на то, что отпущенные деньги будут эффективно использованы в деле развития фермерских хозяйств, а в последствии с процентами возвращены. Зато они наверняка были уверены, что их расточительство в дальнейшем весьма пригодится в процессе президентских выборов.

В списке кредиторов мне попались несколько известных мне имен, и все они, как ни странно, в период противостояния отметились ярко выраженной "патриотической" непоколебимостью в деле недопущения к власти людей, которые "вот-вот нас загонят в грузинские объятия". Впрочем, кредиты из Приватизационного фонда - это мелочь и небольшой штрих по сравнению с теми деньгами, что распределялись в среде не привязанных к земле активистов. Финансовый отчет о расходовании шестидесяти миллионов рублей, предоставленных нашему правительству Россией, составил полстранички машинописного листа...

Никогда еще в своей жизни я не видел более лаконично-краткого финансового документа. Скорее всего, эта "лаконичность", вкупе с обрывистыми записками по типу: "оказать такому-то министру материальную помощь в размере 15 тысяч долларов", и стимулировало ряды национальных сопротивленцев.

А ведь есть еще пансионаты, отданные в аренду за символическую сумму, а так же металлолом, рыба, уголь, лес и т.д. И все это распродавалось по бросовым ценам. После разбазаривания, а точнее, прямого и наглого прикарманивания таких денег, удивительно, что на Анкваба покушаются так редко, всего раз в месяц. Если бы не абхазское "авось", читай, уверенность в безнаказанности, в премьера стреляли бы, наверное, в день два раза, - утром, при въезде в Сухум, и вечером, при выезде из него.

На одном из предвыборных плакатов кандидата от власти красочно был выведен слоган: "В будущее мы возьмем с собой самое лучшее". Не знаю, что подразумевали под этим словами авторы плаката, но народ расшифровал слоган по своему, сказав своими бюллетенями: "хватит с нас такого "будущего". Ведь большинство голосовало не за Сергея Багапш и Александра Анкваб, а против той, сложившейся годами системы власти.

Наверное, настало время у новой власти отделить зерна от плевел, то бишь, политику от обычного казнокрадства. Чем дальше будем делить страну на "багапшистов" и "хаджимбистов", тем труднее будет вылезти из той ямы, в которую Абхазия угодила. Если этого не сделать, то различного рода казнокрады, коррупционеры, криминал, в конце концов, будут всякий раз, чтобы избежать наказания, искать для себя политическую платформу, которая будет им в последствии броней. А высунувшихся премьеров, в такой ситуации, будут просто отстреливать.

Инал Хашиг

Опубликовано 4 апреля 2005 года

источник: Газета "Чегемская правда" (Абхазия)