Саакашвили боится Окруашвили, как огня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В последнее время распространилась информация о противостоянии между двумя силовыми министрами - Окруашвили и Мерабишвили. Все это является результатом той порочной, непрозрачной политики, которая укоренилась в грузинской политике. Государством управляют не институты, а личности. Страной должны управлять не личности, а Конституция. Наша страна отошла от демократии, она разрушает систему демократического правления. Все это явно бросается в глаза и ведет нас к катастрофе.
Сегодня мы имеем противостояние не между ведомствами, а между личностями. Государством управляют личности. У общества нет никакой возможности проконтролировать эту систему демократическими методами.
К сожалению, у нас произошла не революция, а смена элит. Как были мы банановой республикой, так пока что и остаемся. Множество фактов - таких, как теракт в Гори, неуменьшающаяся контрабанда, события в Ахалцихе, скандал с лесным хозяйством и многое другое - указывает на то, что представители новой власти хотят прибрать к рукам те ресурсы, которые раньше были в руках шеварднадзевской элиты.
Шеварднадзе провозглашал демократические лозунги и был подотчетен как международным организациям, так и правительствам дружественных стран. И гражданскому обществу. Саакашвили вообще не считается с гражданским обществом. Если Шеварднадзе чего-то боялся, то Саакашвили не боится ничего. Мне рассказывали малосимпатичные вещи о его пребывании и поведении в Южной Тироле (Италия). Там он рисковал быть задержанным полицией. Все это возмутительно, тем более, что происходит не в первый раз. Он так же вел себя и в Лондоне - улизнет куда-то, возьмет с собой несколько человек, и никто не знает, где его искать. Никаких переговоров - сорваны все встречи.
О каком государственном управлении тут можно говорить, кто думает о стране? Уход Жвания из политики выявил, обнажил суть несуществующей грузинской политики: политики у нас не было никогда, была лишь смертельная борьба группировок. Происходит новое перераспределение ресурсов, в результате которого через 3-4 года мы можем получить еще более порочную и извращенную коррупцию, чем при Шеварднадзе. Если Шеварднадзе хоть с чем-то считался, то Саакашвили не считается ни с чем.
Под шумок милитаризации государства списываются огромные деньги. Никто не знает, откуда и куда идут эти деньги. Прекрасный тому пример - скандал с председателем лесного хозяйства Грузии. То, что происходит публично, т.е. показания бывшего председателя лесного департамента Гиоргобиани - лишь вершина айсберга. Не исключено, что многие заявления сфабрикованы для того, чтобы столкнуть кланы. Это шумное противостояние имеет целью контроль над серьезными доходами и построено на взаимных доносах.
С гражданской точки зрения на фоне того, как ведет себя президент, не думающий ни о государстве, ни о конституции, поведение Гиоргобиани просто курьез. Но я более чем уверен, что в кабинетах и кулуарах идет очень серьезная работа. Будут об этом говорить и в кабинете Саакашвили. Конечно, не о том, что прав Гиоргобиани, а о том, как произошла утечка информации. "Недоумки, как вы умудрились проворонить этого человека!" - вот что там будет говориться.
И в данном случае не совсем правильно говорить только о министре МВД Мерабишвили. Мы должны говорить о командной ответственности. За то, что происходит сегодня в силовых структурах, должны отвечать сразу четыре человека - Саакашвили, Мерабишвили, Адеишвили и Окруашвили. В том, что все так запущено, виноват сам Саакашвили. Я уверен, что незаконные и неконструктивные действия Мерабишвили были заказаны президентом. Все эти заказы идут сверху.
Если в Грузии кто-то проводит независимую политику, то это Саакашвили и Окруашвили, все остальные лишь выполняют заказы. Я пока не определился с тем, могу ли я утверждать, что Мерабишвили проводит самостоятельную политику. Все видят его действия, видят, что он напортил. Но все это - результат необузданного желания Саакашвили управлять государством любыми средствами. Точнее, сохранить за собой государство любыми средствами, так как государственного управления как такового не существует.
На сегодняшний день явно проглядываются две команды - Саакашвили и Окруашвили. Мерабишвили стал защитником интересов Саакашвили. Мерабишвили ничего из себя не представляет на фоне Саакашвили. Инициатор - Саакашвили. По-моему, Саакашвили старается как-нибудь "отодвинуть" Окруашвили руками Мерабишвили. Сам он боится Окруашвили, как огня. Он не смеет действовать против Окруашвили сам, ибо Окруашвили - его создатель. Сегодняшний Саакашвили, такой успешный, такой наступательный и агрессивный - это заслуга Окруашвили. Окруашвили вдохнул в него этот дух. Но как вдохнул, так же может и выпустить. Саакашвили пытается чужими руками избавиться от этой колючей розы.
Дело Гиоргобиани, события в Ахалцихе, горийские события - все этого слишком мало для создания критической массы. Эти недорасследования, замалчивания, политический цинизм еще не достигли критического уровня. Когда достигнут, вот тогда Саакашвили начнет жертвовать своими птенцами.
А пока что ясно, что идет "оттеснение" министра обороны. Наверное, эта линия осуществится до конца. Окруашвили побыл и в генпрокуратуре, и в МИДе, сегодня он министр обороны. У него в руках сосредоточена огромная сила - побольше той, что была у Китовани. Саакашвили будет стараться руками Мерабишвили оттеснить и поймать на чем-нибудь Окруашвили, чтобы впоследствии создать реальную основу для полной его изоляции. Все сводится к борьбе между Саакашвили и Окруашвили, а не к борьбе МИДа с минобороны.
Саакашвили уже практически не имеет авторитета в обществе, общество за ним не пойдет. Поэтому сила не на его стороне. Окруашвили пользуется симпатиями по всему Картли, в полиции многим импонирует его решимость и немногословность. И он должен допустить очень серьезную ошибку, чтобы симпатии народа оказались на стороне Саакашвили.
Что касается Мерабишвили, то у Саакашвили нет более верного человека, чем он. У президента явная нехватка кадров. Я не готов утверждать, что Саакашвили готов уволить Мерабишвили: с уходом Мерабишвили еще больше пострадает авторитет президента, ведь Мерабишвили - далеко не одиозная фигура. Для меня Мерабишвили не является неприемлемой фигурой. К нему я не столь беспощаден, как к Саакашвили и Окруашвили. Хотя и хорошее о нем тоже не скажешь, ведь он содействовал всему тому, что происходит сегодня в Грузии.
Я сомневаюсь, что президент освободит Мерабишвили от поста министра ВД, хотя и не исключаю такой возможности. Но в любом случае Мерабишвили останется в его ближайшем окружении, позиции ему сохранят - не в той, так в другой форме. Возможно, опять создадут министерство безопасности или вернут в Совет безопасности.
Паата Закареишвили
Опубликовано 22 марта 2005 года