Акваторию заштопали
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Пятнадцатого марта, примерно в 22.30 по местному времени, радиолокационной системой береговой охраны Абхазии были обнаружены два сторожевых катера грузинских ВМС, вторгшихся в территориальные воды Абхазии на траверзе Эшеры. По словам министра обороны Султана Сосналиева, катера совершали маневры, готовясь захватить турецкое судно, направлявшееся в Абхазию. Поднятый по боевой тревоге артиллерийский дивизион, развернув свои орудия, произвел два выстрела, после чего, как заявил Сосналиев, "морские цели ушли". Турецкое же судно, от которого была отведена угроза пиратского нападения, благополучно пришвартовалось в порту Сухума.
На следующий день, 16 марта, в территориальные воды Абхазии вторгся еще один грузинский быстроходный катер. Повторное вторжение с суточным интервалом не застало врасплох абхазские Вооруженные Силы. По нарушителю было произведено несколько предупредительных выстрелов, после чего катер скрылся в нейтральных водах".
Боеготовность береговой охраны весьма позитивно была оценена в правительстве. На заседании Кабинета Министров премьер-министр Александр Анкваб назвал действия министерства обороны "четкими". При этом он отметил, что в будущем огонь необходимо открывать по всем судам, незаконно вторгающимся в территориальные воды Абхазии. Кроме того, Анкваб заявил, что все торговые суда, направляющиеся в Абхазию, должны заранее сообщать об этом Службе безопасности Абхазии.
Между тем, департамент по охране государственной границы Грузии опроверг информацию об инциденте между грузинскими морскими пограничниками и силами береговой охраны Абхазии. "Мы перепроверили эту информацию, такого факта не было", - заявила российскому информационному агентству REGNUM начальник пресс-службы грузинского погранведомства Лейла Мчедлидзе. Она отметила, что в течение последнего времени "на абхазском направлении не зафиксировано вообще никаких инцидентов".
В прошлом году морские баталии у абхазского побережья вызвали большой резонанс не только в готовившемся к президентским выборам абхазском обществе, но и стали элементом большой политики. 30 июля на траверзе все той же Эшеры быстроходный грузинский катер, подкравшийся к абхазскому берегу столь близко, что можно было его наблюдать невооруженным глазом, нагло обстрелял турецкий сухогруз "Изабелла" и с чувством выполненного долга удалился к родным берегам. Инцидент произошел спустя сутки после проведенных в районе Очамчиры масштабных учений абхазской армии. Военные маневры получили массу эпитетов со стороны тогдашней власти и, возможно, тиражирование хвалебных од продолжилось бы, плавно вписываясь в элемент предвыборных достижений власти, однако обстрел "Изабеллы" спутал все карты. Плюсы превратились в минусы, а о боеготовности Вооруженных Сил вспоминали разве что оппоненты кандидата от власти Рауля Хаджимба. Канонада по "Изабелле" срикошетила и по грузино-абхазскому переговорному процессу.
Руководство Абхазии в знак протеста заявило о приостановке своего участия в переговорах. Одновременно с этим официальный Сухум призвал ООН, Россию, командование миротворцев СНГ и Группу друзей Генерального секретаря ООН "положить конец провокационным действиям грузинской стороны, направленным на разрушение мирного процесса и дестабилизацию ситуации в зоне конфликта". Реакция международного сообщества была практически нулевой. Возможно эта безнаказанность, вкупе с удачей в "эшерской" вылазке", воодушевили президента Грузии Михаила Саакашвили, и он несколько дней спустя, в свойственной ему бравурной тональности заявил, что намерен топить все суда, направляющиеся в Абхазию, в том числе и экскурсионные, с российскими туристами на борту. Грузинскому президенту ответил другой эксцентрик от политики, лидер российских либерал-демократов Владимир Жириновский. Он принял вызов Саакашвили и совершил "героическую" прогулку к берегам Абхазии, освещенную всеми мировыми СМИ.
Нынешний инцидент, слава Богу, не дал повода склонным к эпатажу политикам демонстрировать свое искусство пикировки. Новая власть, скорее всего, учла ошибки предшественников в вопросах охраны своих морских рубежей. По крайней мере, в пользу этой версии говорит не только проявленная бдительность по отношению к нарушителям, но и кадровые укрепления. Месяц назад заместителем Секретаря Совета Безопасности был назначен Александр Воинский, долгое время возглавлявший военно-морской флот республики. Впрочем, насколько эффективно отлажена охрана морских границ покажет время, так как Грузия вряд ли откажется от дальнейших попыток вторгаться в территориальные воды Абхазии.
Инал Хашиг
Опубликовано 22 марта 2005 года