Отлакированная война
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В долгих дискуссиях между Россией и Европой по поводу чеченского вопроса есть одно обстоятельство, затрудняющее процесс поиска согласованного подхода к этой проблеме. И дело не только в том, что ситуация в Чечне российской власти и представителям европейских организаций представляется по-разному и одни полагают - что так, а другие - что эдак. В конце концов, каждая из сторон способна довести свои аргументы до другой, если они доказательны и, главное, соответствуют действительности. И с этим как раз главная незадача, поскольку представленные и той и другой стороной друг другу картины реальному положению дел не соответствуют. И в реальности в Чечне происходит что-то третье, не совпадающее ни с тем, что заявляет официальная российская власть, ни (и это тоже можно признать) с тем, что представляет оппонирующая сторона из европейских институтов.
Отсюда и невозможность получения результата не только в этой долгой дискуссии, но и собственно в главном - в решении самой проблемы Чечни.
Любой власти свойственно приукрашивать итоги своей деятельности, особенно когда речь идет об информации для внешнего употребления. Вопрос в том, чтобы лакировка действительности не стала основным занятием, а видимая миру картинка - главным источником информации, на основании которого той же властью принимаются решения.
И российское руководство, и представители официального Грозного всегда были склонны преувеличивать степень своего влияния на ситуацию в республике. Относительность прикладной пользы тех же "промосковских" вооруженных формирований стала особенно очевидна после Беслана.
Однако после ликвидации Аслана Масхадова, видимо, у "промосковских" чеченцев началось типичное "головокружение от успехов". Это стало особенно очевидно по участию президента Чечни Алу Алханова в проходившем под эгидой ПАСЕ "круглом столе" в Страсбурге по профильной тематике. Судя по официальным реляциям, Алу Алханов с честью вышел из нелегкого для себя испытания. Бодрости президенту Чечни придало и отсутствие на "круглом столе" представителей сепаратистов - изначальным условием для участия в мероприятии было признание территориальной целостности Российской Федерации.
Мероприятие прошло для Алханова настолько успешно, что он заявил: следующий "круглый стол" готова принять Чечня. "Мы обеспечим безопасность его проведения", - заявил президент Чечни.
Действительность несколько подкорректировала Алханова. Во вторник стало известно, что в Грозном, рядом с дорогой, по которой обычно ездит на работу премьер-министр республики Сергей Абрамов, сотрудники службы безопасности обнаружили фугас. В республиканском МВД эту информацию опровергли, отметив, что на всех улицах Грозного в связи с объявленным месячником тысячи людей заняты уборкой мусора, вывозом развалин, а также ведутся работы по поиску оставшихся неразорвавшимися мин и снарядов. "У нас нет никаких оснований предполагать, что кем-либо сегодня была предпринята попытка совершить теракт против Абрамова", - подчеркнули в МВД. То есть это была обычная неразорвавшаяся мина, оставшаяся со времен боев в начале 2000 года.
Во вторник же стало известно о конфликте между сотрудниками чеченской милиции и военнослужащими федеральных сил. Поводом послужило то, что армейская машина сбила корову. По итогам спора и последовавшей за ним перестрелки погибли пять человек.
Разумеется, в случае проведения в Чечне какого-то статусного мероприятия ничего подобного на территории республики не произойдет. Или, что гораздо вероятнее, об этом не будет сообщено. Новости о ситуации в республике уже давно находятся на периферии общественного внимания, и дополнительная санация этого сегмента информационного пространства может пройти незамеченной. В конце концов, не было же никаких неприятных известий в тот день, когда герой России Рамзан Кадыров и светский герой Ксения Собчак открывали в Гудермесе аквапарк.
Уже неоднократно отмечалось, что на самом деле существуют две Чечни. Одна - гламурная, пропагандистская, созданная специально для сюжетов новостных программ государственных телеканалов. Вторая - более реальная, нищая, разоренная нескончаемой войной республика, черная воронка, в которой исчезают как люди, так и огромные средства, выделяемые как бы на восстановление экономики. Закон в этой Чечне практически не действует. А ситуация контролируется всеми и не контролируется никем.
Однако, судя по всему, руководство республики уже почти полностью переселилось в "гламурную" Чечню и поэтому с особым раздражением реагирует на неприятные для себя новости.
Это не было бы проблемой, если бы не существовало реальных угроз - начиная от террористов и кончая деградацией и разложением федеральных сил, расквартированных в Чечне. Нежелание даже слышать об этом непременно выйдет боком. Примеров тому было уже немало, правда, и официальный Грозный, и официальная Москва предпочитают о них не вспоминать.
Опубликовано 21 марта 2004 года