10 лет свободы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Согласно проекту этого Договора, озвученного 18 января одним из его авторов главой Госсовета Чечни Таусом Джабраиловым, республика на 10 лет становится "регионом интенсивного экономического развития".
Этот статус подразумевает, что на этот период все права на землю, недра, растительные и животные ресурсы принадлежат исключительно Грозному; Чечня получает право на добычу природных ресурсов, их транспортировку и реализацию, в том числе и за пределами республики; все налоги и сборы в полном объеме направляются в бюджет Чечни; жители республики освобождаются от платы за газ и электроэнергию; Чечня ежегодно получает банковский кредит на 3 млрд. руб.; создается национальный банк Чечни (как составная часть ЦБ), который получает разрешение на создание и регистрацию предприятий, в том числе и совместных с иностранными; запрещено "любое вмешательство силовых структур во внутренние дела республики".
Кроме того, каждому чеченцу, пострадавшему от сталинских репрессий, будет выплачено 500 МРОТ за потерю имущества и 1000 МРОТ за потерю жилья (то есть практически по 150 тысяч рублей на человека).
В проекте учтены и другие социальные разногласия между Чечней и Россией, возникшие из-за нежелания России признавать статус государства за Ичкерией.
(Полностью проект договора можно прочитать на сайте "Чеченского общества")
"Проект договора еще только принят за основу правительством Чечни, - пояснил на его представлении Таус Джабраилов. - После того как документ будет готов, пройдет соответствующие юридические согласования в Южном федеральном округе и администрации президента России, подписать его должен президент страны Владимир Путин, а потом президент Чечни Алу Алханов".
Фактически этот проект Договора затрагивает все болезненные аспекты российско-чеченских взаимоотношений последних лет, кроме политических.
В случае его принятия в нынешнем виде у сторонников нахождения Чечни в составе России прибавится немало сторонников, так как в случае его соблюдения проект обещает спокойную жизнь и некоторую финансовую обеспеченность для многих граждан республики.
Кроме, разумеется, сторонников независимости Чечни - в проекте четко указано о территориальной целостности России. Более того, если следовать договору, даже о статусе независимой республики или республики с широкой автономией, как раньше обещал Путин, придется забыть.
При этом при всех социально-экономических плюсах для многих жителей Чечни у этого проекта есть и еще один явный недостаток, который может проявиться со временем. При отсутствии контроля со стороны (в данном случае со стороны Москвы) полную власть (финансовую и силовую) в республике получат Рамзан Кадыров и Алу Алханов. Причем, Рамзан в большей степени. Во что это может вылиться со временем, неизвестно.
Финансовый аналитик Рашид Юнусов полагает, что 10 лет - небольшой срок для реального восстановления Чечни. "Процессы, проходившие на территории ЧР, имеют начало с 1991 по 2004 год (т.е. неоконченный цикл - 13 лет). В предложенном проекте особого статуса - Региона интенсивного экономического развития с 2005 по 2015 год - предполагается всего лишь 10 лет политэкономического цикла прогнозируемого развития сегодняшнего руководства России на перспективу. Что не учитывает прошедшей активной фазы боевых действий и сегодняшнего вялотекущего конфликта как в ЧР, так и на Северном Кавказе", - говорит он.
(Полный текст комментариев сотрудника Центра гуманитарных исследований ЧР Рашида Юнусова читайте на сайте "Чеченского общества").
Его предложение: "регион интенсивного экономического развития" на 25 лет. И оно вполне здраво. За 10 лет можно будет хорошо разворовать бесконтрольную Чечню, но не восстановить.
Недовольны этим проектом и политики, и политологи в самой России. Правда, по совершенно иной причине. Они называют его "мечтой Дудаева".
"О таком договоре только мог мечтать Джохар Дудаев, - заявил в интервью "НГ" член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - Сегодня и Джабраилов, а в основном Рамзан Кадыров, полагают, что Россия в этой ситуации готова пойти на очень большие уступки, чтобы каким-то образом умиротворить Чечню. Вы нам - огромные права, мы вам гарантируем, что беспокойств не будет".
История подписания подобных договоров у России с Чечней - богатая. Самый первый "договор о разграничении полномочий" был заключен еще в 1847 между имамом Шамилем и наместником царя на Кавказе князем Дашковым-Воронцовым. По тому Договору Чечня становилась под российский протекторат. Договор был нарушен уже через полгода обеими сторонами.
Во времена правления Дудаева также велась по разработке договора о разграничении полномочий между независимой Чечней и Москвой. Чеченская сторона настаивала на признании политической независимости и государственного суверенитета республики. В сфере экономики обсуждались социальная, ценовая и таможенная политика, экономическое пространство ЧР и РФ, вопросы контроля над магистральными трубопроводами. В 1993 году в Москве между чеченской и российской делегациями было подписано соглашение, где стороны договорились создать рабочие группы по разработке договора о разграничении полномочий и взаимном делегировании полномочий по примеру Татарстана и других субъектов РФ.
Этот вариант так и не был реализован - началась первая чеченская война.
В Хасавюртовских соглашениях, подписанных по окончанию первой войны в Чечне, президентом Ичкерии Асланом Масхадовым и секретарем Совбеза РФ Александром Лебедем, также говорилось о подготовке предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных взаимоотношений, о внесении в правительство РФ программ восстановления социально-экономического комплекса Чечни и о контроле по обеспечению населения республики продовольствием и медикаментами.
Хасавюрт получил продолжение в 1997 году, когда Борис Ельцин и Аслан Масхадов подписали в Кремле договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой Ичкерия. Были сказаны громкие слова об окончании "400-летней русско-чеченской вражды". Но уже через два года началась новая война.
В следующий раз тема договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным Центром была озвучена и.о. президента Чечни Ахмат-хаджи Кадыровым летом 2003 года. "Кадыровский" договор начинался с положения о том, что Чечня - это "суверенное демократическое государство в составе РФ".
После гибели Ахмат-хаджи Кадырова о договоре на некоторое время позабыли, пока не настала пора избирать нового президента.
Перспективы подписания договора в нынешнем виде пока остаются туманными, хотя то, что Договор так или иначе будет подписан, не сомневаются ни в Грозном, ни в Москве.
"Даже трудно возразить, что это не повлияет на некое умиротворение. Чечню-то восстанавливать надо, а как это делать - никто не знает. Все знают, что будут воровать, что будет "черная дыра", но все равно что-то Чечне "подарить" придется. Будь то нефть, налоговые или таможенные льготы, или "свободная экономическая зона", хотя такого термина все старательно избегают", - говорит московский политический обозреватель Илья Максаков.
"Рано или поздно договор подпишут - все-таки Путин обещал. Отдадут Грозному если не все, что он просит, то многое", - полагает он.
На самом деле подписание Договора должно состояться хотя бы по той причине, что необходимость этого прописана в новом законодательстве. Помимо Чечни такие же Договора должны подписать еще 11 российских регионов, не сделавших этого до сих пор. Чечня может быть просто первым регионом, который заключит договор о разграничении полномочий по новому закону.
Как бы там ни было, в Кремле чутко отреагировали на недовольное ворчание в СМИ. В минувшую среду стало известно, что президент Чечни Алу Алханов поручил разработку договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным Центром премьер-министру ЧР Сергею Абрамову.
Абрамов сразу же раскритиковал публичное обсуждение проекта договора, так как "документ находится в стадии серьезнейшей юридической проработки", особенно в его экономической части. При этом он уточнил, что в документе точно не будет определения республики в качестве "региона интенсивного экономического развития", как ранее предлагал председатель Госсовета Таус Джабраилов. По его словам, договор будет подписан уже в первой декаде февраля.
Подготовил Мурад Магомадов
В статье также использованы материалы газет "Независимая газета" и "Новые известия"
Опубликовано 1 февраля 2005 года