Южная Осетия: ситуация остается накаленной
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В течение нескольких дней дорога в расположенном на территории Южной Осетии грузинском селе Тамарашени была забаррикадирована - местные жители протестовали против решения Смешанной контрольной комиссии о передаче югоосетинским правоохранительным органам подозреваемого в убийстве двух тамарашенцев.
"Целый город и целая республика защищают убийцу, - говорит житель Тамарашени, мужчина пожилых лет, который не хочет назвать своего имени. - Конечно, ведь он убил всего лишь грузин".
Попасть на митинг в Тамарашени IWPR удалось только благодаря сопровождению миротворцев - осетины вновь опасаются ездить через грузинский анклав в Южной Осетии.
Но побывать там было проблематично еще и потому, что в этом селе дорога была заблокирована деревянными сооружениями, а въезды и выезды из Цхинвала перекрыты грузинами. Люди протестовали против передачи югоосетинским властям Александра Пухаева, ранее арестованного грузинскими правоохранительными органами по подозрению в убийстве двух грузин - жителей села Тамарашени.
"Пухаев убил простых грузинских строителей, - сказал в беседе с IWPR один житель Тамарашени. - Однако осетинское телевидение каждый день передает информацию о том, что он невиновен".
Именно арест Пухаева грузинскими правоохранителями 19 января стал первопричиной возникшего в эти дни обострения в зоне конфликта. В ответ, как утверждается, осетины похитили грузинского полицейского Ладо Чалаури. Ситуация усугубилась после того, как родственники Чалаури в знак протеста захватили в заложники нескольких осетин.
Разрядить обстановку попыталась Смешанная контрольная комиссия. Последовали напряженные переговоры, итогом которых стало освобождение заложников с обеих сторон. Однако решение СКК также предусматривало выдачу грузинской стороной Пухаева, что вызвало недовольство жителей Тамарашени и стало причиной акции протеста в селе.
Но, несмотря на достигнутые результаты, в Цхинвале сегодня осталось очень мало надежд на то, что это - начало реального конструктивного диалога.
По мнению заместителя министра иностранных дел Южной Осетии Алана Плиева, "грузинская сторона искусственно дестабилизирует ситуацию".
"Они пытаются представить Южную Осетию сепаратистским криминальным образованием, которое неспособно навести у себя порядок, - сказал он в беседе с IWPR. - Он, этот порядок, по мнению грузинской стороны, возможен только если мы войдем в состав Грузии".
Плиев считает, что нынешнее обострение в особенности было необходимо президенту Грузии Михаилу Саакашвили в преддверии выступления 26 января на Парламентской Ассамблее Совета Европы, где он представил план урегулирования грузино-югоосетинского конфликта.
План нового правительства Грузии предлагает расширенную автономию Южной Осетии, которая остается непризнанной республикой с начала 90-х годов, когда Юго-Осетинская автономная область самовольно вышла из состава Грузии.
Согласно предложениям грузинского правительства, Южной Осетии будет гарантировано право на свободное избрание членов своего парламента, разработаны положения о защите национальной культуры, в перспективе - создание свободной экономической зоны и пограничного режима с Россией.
В то же время план предусматривает, что такие задачи, как охрана границ, оборона, обеспечение общественной безопасности и порядка, должны оставаться в ведении единого центра.
"Если югоосетинская сторона не согласится с этой инициативой, никто не сможет обвинить Грузию в игнорировании попыток по мирному урегулированию конфликта", - сказал Саакашвили, выступая 26 января с трибуны ПАСЕ в Страсбурге.
Однако в тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты пресс-конференции в Москве оценил этот план как попытку "осложнить ситуацию в грузино-осетинском урегулировании".
"Статус Южной Осетии югоосетинский народ определил на референдуме 1992 года, где 99,8 процента проголосовали за независимость от Грузии", - сказал Кокойты.
"Михаил Саакашвили имел уникальную возможность стать героем Южной Осетии, признав с трибуны в Страсбурге независимость Южной Осетии. Как демократ, он бы поднял свои акции очень высоко. Осетинский народ встречал бы его в Цхинвале с букетами роз".
Однако аналитики полагают, что настоящий план грузинского правительства по урегулированию конфликта сильно отличается от того, что был представлен в Страсбурге.
Вот что говорит об этом конфликтолог Дина Алборова: "Со своими связями на Западе он [Саакашвили] убедит мировое сообщество, что во главе Южной Осетии стоит "криминальное" правительство, что здесь исчезают люди, и в первую очередь страдает грузинское население. Из этого должно последовать введение грузинских войск. В села с преимущественно грузинским населением сейчас постоянно приезжают люди из Тбилиси, которые готовят провокации и нагнетают обстановку, регулярно провоцируя людей на перекрытие дороги и митинги".
Факт повторяющихся похищений подтверждают и официальные источники в Южной Осетии, которые, однако, утверждают, что организаторы этих преступлений неизвестны.
Между тем продолжающаяся неопределенность в связи с окончательным статусом Южной Осетии уже начинает сказываться на ее жителях.
"Наше правительство ведет себя очень пассивно и показывает свою слабину, - говорит студент факультета иностранных языков госуниверситета Заур Гаглоев. - Мы соглашаемся на все условия и молчим. Дороги до сих перекрыты грузинами - почему бы их не разогнать? Люди устали от неясности, пора принимать категоричные решения, которые помогут в снятии напряженности".
Ирина Келехсаева, независимый журналист, Цхинва
Опубликовано 28 января 2005 года