Холодный душ над городом
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На прошлой неделе, глава государства с интервалом в один день назвал имена руководителей двух администраций - президентской и столичной. Ими стали соответственно, теперь уже бывший вице-президент Валерий Аршба и экс-министр по делам молодежи, спорта, курортов и туризма Астамур Адлейба. После того, как Александру Анкваб, президент официально доверил обещанное еще в начале сентября кресло премьер-министра, казалось, что от следующих назначений будет фонить революционным духом. Однако оптимистические ожидания сменились ощущением того, что страной по-прежнему руководит Владислав Ардзинба. Остались прежними - стиль назначений, персоналии и загадочный ребус их потенциальных возможностей.
Впрочем, по главе президентской администрации, всхлипов и стенаний было не много. Сама должность, не смотря излишнюю пафосность названия, за десять лет предыдущей власти так и не сформировалась в самостоятельный рычаг власти, и фактически потенциал ее возможностей был сужен до исполнения хозяйственных вопрос внутри самой президентской администрации. То есть подписывать чеки на закупку канцелярских скрепок, отпускать бензин на служебный транспорт, организовывать различные фуршеты и так далее. Хотя стоит отметить, что при Владиславе Ардзинба, до уровня декоративности была сведена не только должность главы администрации, но и кресло вице-президента - официально второй по значимости пост в государстве. Назначение же на эту должность Валерия Аршба, скорее всего, следует интерпретировать в качестве знака благодарности со стороны Багапш, за занятую бывшим вице-президентом позицию во время осенних выборов, нежели в уверенность нового президента в нереализованном управленческом потенциале Валерия Шалвовича. Аршба оказался одним из немногих представителей власти, кто не поддался соблазну во чтобы то ни стало не допустить оппозицию к власти. В итоге гражданская позиция Аршбы была учтена и в дальнейшем получила поощрение.
Если исходить из этой логики раздачи кресел, назначение руководителем городской администрации Астамура Адлейба не вписывается даже в эту модель. На предыдущем месте работы, в качестве министра по делам молодежи, спорта, курортов и туризма Адлейба ничем примечательным не отметился. Курорты и туризм функционировали без его вмешательства, спорт окончательно зачах, а до молодежи, как и не было дела, так и до сих пор нет. Это касательно "деловой" стороны назначения. На ниве преданности идеям недавней оппозиции, у Адлейба, еще меньше лавров, точнее их вовсе нет. В процессе осеннего кризиса он никак не зафиксировал свою позицию ни будучи членом правительства, ни после того как министерство по воле премьер-министра Хашба было ликвидировано, ни в промежутке между шестым декабря и двенадцатым января. Для многих политическое кредо Астамура Адлейба, даже в весьма осведомленных партийных кругах, осталось за семью печатями. Именно отсутствие хоть какой-либо лепты в победу Сергея Багапш на выборах, стало поводом для недовольства в амцахаровской среде. Назначение Адлейба на должность руководителя города, ветераны восприняли в штыки. "С самого начала мы заявили о том, что не будем вмешиваться в кадровые вопросы, и не требуем для себя каких-либо должностей. Но утверждение главой города Адлейба, ни в какие рамки не лезет, ни с профессиональной точки зрения, ни с позиции политической составляющей этого назначения. Мы сильно разочарованы, однако никаких официальных заявлений по этому поводу, "Амцахара" делать не намерено. Возможно это досадная ошибка президента", - заявил в неформальной беседе один из членов политсовета ветеранской организации.
Помимо "Амцахары" разочарование царило и в движении "Айтайра", правда, акцент этого недовольства был отражен в несколько ином ракурсе. Возрожденцы считают, что Сергей Багапш продолжил весьма не популярную традицию оставшуюся в наследство от Ардзинба, при которой на должности руководителей администраций городов и районов назначаются люди не из среды членов городских и районных Собраний, как это зафиксировано в законе. Впрочем, бывший министр юстиции Батал Тапагуа не видит в назначении Адлейба никаких юридических нарушений. "Президент имеет право утвердить в качестве исполняющего обязанности руководителя региона любого человека. Отметка "и.о." не противоречит закону, правда она ограниченна временными сроками. По действующему КЗОТу, чиновник может работать в ранге исполняющего обязанности не более полугода. В этом контексте, шести месяцев будет достаточно, чтобы и.о. главы городской администрации, в каком-нибудь из избирательных округов "довыбрался" в члены Городского Собрания, после чего его статус не будет иметь временной окраски", - прокомментировал ситуацию Батал Табагуа. Несмотря озвученную экс-министром юстиции схему легализации полномочий Адлейба, ее реализация в нынешнем политическом контексте, весьма не простая задача. Во первых, вакантных мест в Городском Собрании нет. Во вторых, как это не парадоксально звучит, среди пятнадцати членов Собрания, нет ни одного убежденного сторонника новой власти, который вот так запросто, мог добровольно сложить с себя депутатские полномочия, потому что кому-то там наверху, даже если это президент, захотелось легализовать статус главы города.
Между тем, в отсутствии у президента верных сторонников в Городском Собрании повинны прежде всего две крупнейшие политические организации страны - "Айтайра" и "Амцахара", которые наряду с "Единой Абхазией" были оплотом Сергея Багапш на президентских выборах. На последних выборах в органы местного самоуправления, которые состоялись в марте прошлого года, возрожденцы и ветераны ("Единой Абхазии", к тому моменту еще не существовало) проявили непозволительную для себя инертность, посчитав, что для них на том этапе приоритетными являются президентские выборы, а участие в "местных" выборах дивидентов не принесет. В результате депутатский корпус сформировался без их участия, а Сергей Багапш, с приходом его к власти лишился возможности кого-либо выбрать из членов Городского Собрания в соответствии со своим вкусом и критериями. В общем, косвенно, в том, что Сухум доверили руководить Астамуру Адлейба, повинен не только Багапш, но и те, кто сейчас выражает недовольство по этому поводу, хотя при всем при этом, ошибки "Айтайра" и "Амцахары", не могут полностью заслонить президента от критики его кадровых пристрастий.
По крайней мере, новые назначения если заметно и не сбили популярность новой власти то, по крайней мере, прозвучали для нее тревожным звонком. Официально своего недовольства из поддержавших Багапша на выборах организаций никто не высказывал, но если кадровые "изыски" станут тенденцией, дело за осуждающими комментариями не станет. Слишком много надежд вкладывали люди в Сергея Багапш и его команду.
Инал Хашиг
Опубликовано 24 февраля 2005 года