Эйнулла Фатулллаев: "Армяне не скрывают, что заселяют оккупированные земли"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На этой неделе из поездки на оккупированные территории Азербайджана в Баку вернулся журналист Эйнулла Фатуллаев. Вернувшись в нашу столицу, он сразу же поделился своими впечатлениями в интервью "Эхо":
- 10 февраля я прибыл в Ереван, а уже день спустя начал работу в Карабахе. В целом, надо отметить, что власти "НКР" остались верны своим обязательствам. Были созданы все условия для моей деятельности, без каких-либо ограничений. Единственный запрет был введен в Агдамском район. Там мне не разрешили что-то фотографировать или же снимать на видеокамеру. В остальных местах была предоставлена полная свобода действий. Моей безопасности было уделено большое внимание. Практически не было никаких эксцессов, за исключением недоброжелательного отношения армянских переселенцев в Лачинском районе.
- Что больше всего удивило вас?
- Развитие гражданских и демократических институтов в Карабахе. Там мне сказали, что подобные институты на оккупированных землях развиты еще больше, чем в самом Ереване. По словам "президента НКР" Аркадия Гукасяна, "мир не простит НКР авторитарного и антидемократического режима и поэтому мы обречены развивать гражданские институты". Я был на оккупированных территориях пять лет назад и, честно говоря, за это время там произошли большие изменения. Военно-политический режим трансформировался в полудемократический. Но в целом "НКР" демократической назвать нельзя. Хотя в Карабахе уже проводятся демократические выборы. В 2004 году были проведены выборы в местные органы власти, на которых выиграли представители оппозиционных сил "НКР". Главный конкурент Гукасяна Эдуард Агабегян стал мэром города Ханкенди. Кроме того, в НКР существуют независимые средства массовой информации. Я ознакомился с работой тамошних оппозиционных изданий. Они довольно жестко критикуют повседневные проблемы "НКР", в том числе коррупцию, чиновничий произвол и т.д. Власти "НКР" это нервирует, но они проявляют сдержанность.
- Время вашего пребывания на оккупированных землях совпало с деятельностью миссии ОБСЕ, которая выясняла факты заселения захваченных земель армянскими переселенцами. Интересовались ли вы этим вопросом?
- Будучи на оккупированных землях, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции выступил с заявлением, в котором сказал, что нет фактов государственной программы по заселению оккупированных территорий, за исключением Лачинского района. Я могу подтвердить последнее. Более суток я находился в Лачинском районе. Сам районный центр заселен уже практически на 80%. Построены школы, медицинские учреждения, поликлиника, одним словом, воссоздана инфраструктура всего района. Весьма интересен состав населения Лачинского района. Там проживают переселенцы - армяне из Ирака, Грузии, Узбекистана и Ливана. Очень много людей в Лачинском районе из Спитака, потерявших свои дома в Армении в результате землетрясения. Кстати говоря, в Лачин переселяют не только армян, но и лиц курдской национальности. Об этом мне рассказал бывший сотрудник МВД Азербайджанской ССР Леван Балатаев. Мне удалось встретиться с одной семьей переселенцев. К примеру, бывшая жительница Узбекистана Белла Ардьянс пересели лась в Лачин буквально два месяца назад. Представители "НКР" сами подчеркивают, что переселяют некоренных армян - проживающих в различных странах мира. В связи с этим подчеркивается, что идет активное заселение Губадлинского района. Менее интенсивно идет процесс заселения Агдама. За день пребывания в этом районе я увидел около 15 домов и встретился приблизительно с 20 жителями. К примеру, представители миссии ОБСЕ говорили об одном человеке, которого они увидели во время посещения этого района. Что касается ситуации в Физули и Джебраиле, то там ситуация идентична агдамской.
- Что является основным стимулом для переселенцев?
- Основным стимулом являются климатические условия. Кроме того, среди переселенцев много лиц, занимающихся разведением скота. Основная часть этих людей приезжают из Армении. В Карабахе для всего этого более благоприятные условия. К тому же на оккупированных землях практически нет проблем со светом. Я провел там около 11 дней и ни разу не было перебоя в подаче электричества. Те же слова можно отнести и к обеспечению населения природным газом. Кроме этого в Карабахе созданы стимулирующие условия для местных бизнесменов. В течение трех лет у них практически не берут налоги. То есть созданы все условия. Так что, когда французский сопредседатель говорит, что нет государственной программы по заселению, то это вызывает вопрос: "А что тогда означает государственная программа?!" При этом прерогатива отдается Лачинскому и Кяльбаджарскому районам. "Руководство "НКР" однозначно заявило, что ни при каких условиях не позволит обсуждения во время переговорного процесса судьбы Лачина и Кяльбаджара. И поэтому они сейчас активно заселяют эти районы.
- До отъезда на оккупированные земли вы подчеркнули, что одна из основных целей - это ознакомление с позицией политического руководства "НКР" в вопросе разрешения карабахского конфликта....
- В ходе поездки у меня состоялась длительная беседа с Аркадием Гукасяном ("главой" "НКР") и Арменом Меликяном ("руководителем МИД" "НКР"). Они оставляют впечатление открытых людей. В беседе со мной Гукасян отметил, что не призывает власти Азербайджана говорить с ним на армянском языке, как Саакашвили, который говорил с абхазцами и осетинами на их языке. Отмечается, что если Азербайджан считает армян Карабаха своими гражданами, то почему с ними говорят с позиции силы. В принципе мне показалось, что они готовы к диалогу. Как рассказал мне один из высокопоставленных лиц "НКР", на сегодняшний день они не исключают построения горизонтальных отношений с официальным Баку в рамках одного государства. В данный момент подразумевается вариант построения федеративного - конфедеративного государства. Через год-два и эта готовность полностью отпадет, предупреждают там. Сейчас в Карабахе растет поколение, которое свыклось с мыслью о том, что Карабах является отдельным административным субъектом, не входящим в состав Азербайджана. Через несколько лет это поколение придет в политику, бизнес, займет свое место в карабахском обществе. И тогда с этими людьми договориться будет гораздо сложнее, чем с нынешней "правящей" группой. В этой связи руководство "НКР" подчеркивает, что готово вести переговоры с представителями Азербайджана, даже на уровне министров.
М.Рзаев
Опубликовано 23 февраля 2005 года.