Азербайджан: нефтяники считают, что их дискредитируют
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане очередной нефтяной бум, иностранные инвестиции льются в Баку потоками, однако многие занятые в этом секторе азербайджанские рабочие жалуются на то, что работать им приходится в плохих условиях, а их тяжкий труд недооценивается.
Разработкой богатейших нефтяных и газовых месторождений Каспия и осуществлением крупнейшего на сегодняшний день в мире проекта строительства - нефтяного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который планируется запустить в эксплуатацию позднее в нынешнем году - занимаются двадцать четыре международные компании.
Большинство сотрудников этих компаний - граждане Азербайджана. Так, в реализации проекта Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) "Ранняя нефть" (по транспортировке нефти на грузинское побережье Черного моря) заняты 15 тысяч человек, и 80 процентов из них - местные жители.
Однако многие из этих людей говорят, что их используют как дешевую рабочую силу и отказывают в элементарных правах.
"После наших жалоб часть проблем решили. Но мы все еще живем в двухместной комнате по 6-7 человек. 45 человек пользуются одним туалетом и одной ванной. Нас заставляют работать как лошадей, а платят в сто раз меньше, чем иностранцам", - сказал не пожелавший назвать своего имени 43-летний сотрудник компании Consolidated Contractors International Corporation (CCIC), которая является главным подрядчиком в строительстве трубопровода BTC.
По словам председателя Комитета защиты прав нефтяников (КЗПН) Мирвари Гахраманлы, контракты CCIC не соответствуют требованиям Трудового кодекса Азербайджана.
Согласно этим контрактам, сказала она IWPR, сотрудники должны по приказу начальства выполнять любую работу, и хотя трудовая неделя формально рассчитана на 40 часов, компания имеет право потребовать от сотрудников закончить работу, которую они не успели выполнить в срок, и в нерабочее время.
Начальник отдела CCIC по связи с общественностью Сахиб Алиев отказался комментировать эти утверждения, посоветовав IWPR обратиться со своими вопросами в компанию British Petroleum (BP), подрядчиком которой является CCIC.
Руководитель пресс-службы компании "BP-Azerbaijan" Тамам Баятлы в интервью IWPR не отрицала того, что в договорах CCIC действительно содержатся пункты, о которых говорила Гахраманлы. Однако, по ее словам, составлялись они при участии юристов Государственной нефтяной компании Азербайджана. "Во-первых, если такие условия не нравились, не надо было подписывать контракт, - сказала она. - Во-вторых, сверхурочные работы хорошо оплачиваются. Если наши сотрудники работают по 10 часов в день, то они получают в два раза больше, чем обычно".
Азербайджанские рабочие протестуют и против того, что им, как они говорят, приходится работать в праздники, общественные и религиозные, а также в национальные дни траура. Однако Баятлы с эти утверждения отрицает. "Сотрудники компании "BP" и ее подрядчиков решают сами, работать или нет в праздничные и траурные дни. Кто хочет заработать больше денег, выходит на работу, а кто не хочет, не выходит", - сказала она.
Независимый юрист Акиф Ализаде согласен с доводами представителя "BP". "Сотрудники добровольно подписали этот контракт и обязаны выполнять условия договора", - сказал он.
"Может, многие даже не читали то, что подписывали, - сказал экономист Губад Ибадоглы. - И это не удивительно в стране, где сплошная безработица, мизерная зарплата. Кто будет раздумывать, когда предлагают 150-200 долларов в месяц?"
Сотрудники CCIC из числа местных жителей получают зарплату в размере от 200 до 1,500 долларов в месяц, что во много раз превышает уровень средней зарплаты по стране. Однако разница между заработной платой местных и тем, что получают за ту же работу иностранцы, велика.
По словам Гахраманлы, в компании BOS Shelf (специальный подрядчик "BP" по строению глубоководных оснований, платформ и свай) практикуется особая система оплаты труда, согласно которой сотрудников делят на 4 категории. Одну из них - с наименьшей зарплатой - образуют граждане Азербайджана. Профессиональный уровень азербайджанских сотрудников во внимание не принимается.
Алинияз Бахшиев, в прошлом работавший на BOS Shelf механиком, сказал IWPR, что он сам был жертвой этой дискриминации. По его словам, ему платили ежемесячно 328 долларов, тогда как его коллега с Филиппин, делая ту же самую работу, получал от 2,500 до 3,000 долларов.
Баятлы в ответ на такие заявления говорит, что "жалование местных сотрудников обсуждалось и согласовывалось с Государственной нефтяной компанией". "Если повысить сотрудникам зарплату, операционные расходы проекта увеличатся. А в результате уменьшатся нефтяные доходы. Ведь зарплату, которую иностранные компании платят местным работникам, позже вычислят из общих нефтяных доходов", - сказала она.
Экономист Ибадоглы считает, что "само государство не заинтересовано в том, чтобы его граждане получали большую зарплату", поскольку это может вызвать социальные недовольства. "Если часть населения (притом рабочие) будут получать в месяц, к примеру, 3 тысячи долларов, в стране, где минимальная зарплата составляет 125 тысяч манат (примерно 25 долларов), естественно, многие будут недовольны", - сказал он.
Весной прошлого года 205 местных рабочих компании CCIC обратились к генеральному директору корпорации Ghazi Anouti, жалуясь на то, что их прав ущемляются. Они писали о том, что местные и иностранные сотрудники обедают в разных столовых, и для азербайджанцев готовят из некачественных, просроченных продуктов, жилые комнаты переполнены, туалетов слишком мало, а иностранцы часто грубо с ними обращаются. Некоторые проблемы были устранены, однако не разрешенных по-прежнему много.
По словам бывшего сотрудника CCIC Аладдина Бахшиева, когда рабочие решили создать профсоюз, чтобы самим решать свои проблемы, имне дали этого сделать.
"Активных сотрудников отправили на другие участки. А меня задержала полиция на 10 часов по ложному обвинению. Но, несмотря на невиновность, меня уволили", - сказал он.
Аллахяр Эюбов, раньше служивший личным переводчиком у президентов республики - Аяза Муталибова, Абульфеза Элчибея и Гейдара Алиева, с 2001 года работал переводчиком и координатором в компании "BOSS Shelf". Его уволили - как он сам утверждает, тоже из-за попытки создать профсоюз.
"Мы уже провели несколько первоначальных бесед с рабочими. Назначили день учредительного собрания. Кто-то сообщил об этом президенту компании, и меня сразу уволили под предлогом невыполнения служебных обязанностей", - сказал он.
По словам Эюбова, на решение о его увольнении около 50 рабочих ответили короткой забастовкой. Затем около 500 сотрудников компании подписали обращение президенту с призывом уважать права людей и вернуть Эюбова на работу. В настоящее время его дело находится на рассмотрении в Апелляционном Суде Ахербайджана
Между тем в прошлом месяце президент компании "BP Azerbaijan" Дэвид Вудворд заявил, что будут приняты соответствующие меры в том случае, если выяснится, что один из подрядчиков компании препятствует созданию профсоюза. Это право рабочих, сказал он.
Тамам Баятлы в интервью газете "Баку хабер" в свою очередь заявила, что утверждения Бахшиева не соответствуют действительности. Никто его не увольнял, просто срок его договора истек, - сказала она.
Что касается Эюбова, то, по словам Баятлы, он был уволен за невыполнение служебных обязательств. Однако, тут же добавила она, ее компания готова принять любое решение, которое будет принято судом.
Самира Ахмедбейли, независимый журналист, Баку
Опубликовано 18 февраля 2005 года