Микаел Даниелян: "У Кочаряна устойчивое положение"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В конце марта прошлого года в Ереване был зверски избит известный армянский правозащитник, глава Хельсинкской ассоциации Армении Микаел Даниелян. Нападение на него произошло после интервью, которое Даниелян дал нашей газете. Тогда он заявил: для того, чтобы заставить оппозицию замолчать, президент Армении может пойти на возобновление войны.

Сейчас, по прошествии почти года, Микаел Даниелян утверждает, что нападение на него было "заказом сверху". Вчера в интервью "Эхо" известный армянский правозащитник рассказал о внутриполитической ситуации в Армении.

- Почти год назад вы дали интервью нашей газете, вскоре после публикации которого на вас напали. Тогда этот инцидент вызвал большой шум в мире. Сейчас, по прошествии года, выяснилось ли кто стоял за нападением, какую цель преследовали атаковавшие вас люди?

- Я бы не стал связывать нападение на меня с интервью газете "Эхо". Если вы помните, это не первое интервью, которое я давал вам. Я бы сказал так, интервью послужило поводом. Причиной же является моя правозащитная деятельность, мой принцип работы - ставить в известность международное сообщество о том, что происходит в республике в области прав человека. А картина, к сожалению, постоянно, очень, мягко говоря, серая. Кто были эти люди? Есть разные версии на этот счет, одна из них, и самая популярная - охранники, у нас их называют "бритоголовыми", одного из олигархов, неважно какого, все они, в той или иной степени, связаны с властью и готовы выполнить любой их заказ. Власти в свою очередь закрывают глаза на их произвол.

Не удивлюсь, если выяснится, что "бритоголовые" официально значатся сотрудниками структур полиции или национальной безопасности. Как бы там ни было, я считаю, что это был заказ сверху. Началось выступление оппозиции. Власть однозначно шла на самые крутые меры, что впоследствии и произошло. Им нужно было проверить, как общество отреагирует на силовое решение проблемы с неугодными. Общество, в целом, промолчало.

Я был выбран наверное, как самый неподконтрольный. Механизм сработал. С сожалением надо признать, что на Западе резонанс с инцидентом был больше, чем в Армении. Эльдар Зейналов, находясь в Азербайджане, сделал намного больше, чем местные правозащитники вместе взятые. За это ему отдельное спасибо. Дело, как вы, наверное, уже знаете, "приостановлено" из-за "невозможности" найти нападавших. Следствие, в общем, и не велось.

- Изменились ли политическая ситуация в Армении, положение с правами человека за последний год?

- Политическая ситуация в Армении может и изменилась, но не в лучшую сторону. И в первую очередь это касается оппозиции. На мой взгляд, она потеряла вотум доверия тех масс, которые были с ней после президентских выборов 2003 года и после выступлений весной 2004 года. По материалам армянских СМИ, в лагере оппозиции происходит брожение. Чем оно закончится - покажет время.

В 2004 году власти "отрапортовали" Совету Европы о выполнении всех или почти всех обязательств. Но многое из того, что было сделано, осталось на бумаге, а другие лучше бы, вообще, не выполнялись. Например, закон "Об альтернативной службе", закон "Об омбудсмане" или измененный закон "О СМИ". 2004 год также может войти в новую историю Армении, как год жестокой расправы с оппозицией и расправой с журналистами.

Таких нападок на журналистов я на своем веку не помню. Избиения журналистов во время исполнения ими профессионального долга так и не получили должной оценки. Два показательных суда по этому поводу вызвали смех у здравомыслящей части населения. Во время разгона мирной демонстрации оппозиции власти применили весь арсенал имеющихся у них средств от дубинок и водометных машин до резиновых пуль и взрыв пакетов. Одним словом, в вопросе с правами человека власти Армении сделали большой шаг назад.

- Армянская оппозиция год назад пыталась организовать "бархатную революцию", но неудачно. Можно ли, на ваш взгляд, ожидать активизации армянской оппозиции сейчас, после громкого успеха "оранжевой" революции в Украине?

- Армянская оппозиция постоянно обещает "бархатную революцию", но дальше обещания дело не идет. Как я уже сказал, в старом блоке оппозиции началось брожение. В этом году уже появились новые "оппозиционеры", постоянно мусируются слухи о формировании нового блока. "Политологи" говорят о скорой смене власти - Кочарян мол не нужен ни России, ни Западу. Но пока это только слова. Еще один очень важный момент - "розовая" и "оранжевая" революции не имели бы успеха, если бы не было полного доверия между массами и политиками, делавшими эти революции. У нас, к сожалению, массы перестали доверять тем, кто говорит о смене власти.

В 2003 г. постоянные, не идущие дальше митингов акции протеста вконец измотали народ. А весной 2004 г., после первого столкновения с властью лидеры оппозиции отступили. Если они хотели менять власть, то на следующий день после столкновений должны были прийти снова, и так до тех пор, пока бы не добились желаемого результата.

В 2005 году, как я уже говорил, формируются новые оппозиционные движения, но, в отличие от прошлых лет, они однозначно будут выступать с разными лозунгами. Я не имею в виду призыв к смене власти. Я говорю об ориентации - одни "пророссийские", которые, несмотря на очень "крутые" заявления, могут просто имитировать "революцию", другие "западники". За кем пойдет народ? Мне кажется, победят первые. Пророссийские настроения очень сильны среди населения. В лучшем случае может произойти смена лиц, но не смена курса.

- Оказывают ли влияние события вокруг карабахского урегулирования на политическую ситуацию в Армении? Например, в Азербайджане как большой успех оценили доклад Аткинсона в Совете Европы. В Армении, наверное, была иная реакция?

- О чем речь! Конечно! Доклад Аткинсона, конечно же, вызвал резонанс в республике. Власти всеми силами пытаются заверить общество, что ничего страшного не произошло, что все под контролем, что доклад выгоден только и только Армении, это дипломатическая победа и т.д. Оппозиция сразу заговорила о серьезном поражении на этом направлении и заявила, что этого следовало ожидать. И эту карту будут разыгрывать как власть, так и оппозиция. Вопрос Карабаха - важнейший фактор влияния на политическую ситуацию в наших республиках. Более того, существующий "статус кво", ситуация "не войны, не мира" выгоден тем силам, которые в данный момент находятся у власти как в Армении, так и в Азербайджане.

Я не раз говорил в своих интервью, что эта проблема не решится до тех пор и, кстати без участия посредников, пока к власти и здесь, и там не придут истинно демократические силы, которые и на словах, и на деле защищают либеральные ценности.

- Часто бывает, что в случае осложнения политической ситуации в стране авторитарные власти идут на обострение военной ситуации. Или же изыскиваются другие формы отвлечения внимания общественности. Может ли что-нибудь подобное случиться в Армении?

- Этот вопрос мы обсуждали в прошлом нашем интервью, в результате которого и было совершено на меня нападение. Тогда я сказал, что для удержания власти возможно начало военных действий. Я остаюсь при своем мнении. Но хочу отметить, что подобный сценарий возможен и у вас. Но, конечно, власти изыскивают все новые и новые методы.

В Армении, например, это вопрос так называемых "соцкарт". Группа совершенно никчемных политиков начала раскручивать мысль о том, что соцкарты нам навязал Запад, что мы потеряем свою национальную идентичность, что все будем находиться под контролем Запада и всяческая подобная чепуха. И массы клюнули, забыв, что поднялись цены на все, на что возможно. Не знаю, у меня подобная карта уже более полугода и за мной, как следили и прослушивали телефон наши спецслужбы до нее, так и продолжается и после ее получения. И Запад тут ни причем.

Оппозиционные политики стали раскручивать появление нового "узника совести" - Армена Аветисяна, который арестован и против которого возбуждено уголовное дело по статье "разжигание межнациональной вражды". Сей "политик", лидер партии "Орден армянского арийства", попал в отчет госдепа США по антисемитизму. В общем, как и слово "политик", так и слово "партия" произносятся с трудом. На мой взгляд, власти очень многое, что хотят сказать, делают его голосом, а теперь его посадили.

Кстати, в этом вопросе власти оказались смекалистее оппозиции. Хотите "узника совести", пожалуйста. Госдеп "указал" на него, мы его посадили, а вы после этого считайте его "узником совести" и кричите, что мы не демократы. Уже и некоторые "правозащитники" заговорили о главном армянском фашисте, как об "узнике совести", что тоже на руку властям.

В тюрьме до сих пор находятся отказники от воинской службы Свидетели Иегова, но правозащитники в Армении не считают их "узниками совести". Вот такие никчемные и ни кому не нужные проблемы "соцкарт" и надуманных "узников совести" с подачи властей сегодня заботят как армянских политиков, так и общественность.

- В целом, на ваш взгляд, устойчивое ли положение у президента Армении Роберта Кочаряна?

- На данный момент и на мой взгляд, да. А предугадывать что-либо я не могу.

Н.Алиев

Опубликовано 15 февраля 2005 года

источник: Газета "Эхо" (Азербайджан)