Кремль хочет заткнуть рот сторонникам мира в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Репортеры сверкали линзами,
Кремом бритвенным пахла харя,
Говорил вертухай прилизанный,
Непохожий на вертухая:
"Ворон, извиняюсь, не выклюет
Глаз, извиняюсь, ворону,
Но все ли сердцем усвоили
Чему учит нас Имярек?!
И прошу, извиняюсь, запомнить,
Что каждый шаг в сторону
Будет, извиняюсь,
Рассматриваться,
Как, извиняюсь, побег!"
Александр Галич "Летят утки"
Сегодня стало известно, что редакция газеты "Коммерсантъ" получила официальное предупреждение за публикацию интервью с Асланом Масхадовым, в котором он вновь призывает российское руководство сесть за стол переговоров и урегулировать чеченский конфликт политическим путем. Эксперты федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций посчитали, что в интервью, опубликованном в "Коммерсанте" 7 февраля под заголовком "Аслан Масхадов: мой призыв обращен к президенту России", содержится информация, обосновывающая и оправдывающая необходимость осуществления экстремистской деятельности. "Опубликовав интервью, редакция газеты предоставила террористу, находящемуся за уголовно наказуемые преступления в федеральном розыске и в розыске Интерпола, возможность публично оправдывать терроризм и угрожать дальнейшим продолжением террористической деятельности", - говорится в пресс-релизе федеральной службы.
Напомним, что 11 января 2005 г. прокуратура Нижегородской области возбудила уголовное дело по ст.280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) по факту публикаций в газете "Право-защита" (совместный проект Общества Российско-Чеченской дружбы и Нижегородского общества прав человека) обращений Аслана Масхадова к Европарламенту и Ахмеда Закаева к российскому народу, которые также посвящены перспективам мирного урегулирования. Прокуратура усмотрела в данных публикациях "призыв к насильственному изменению основ конституционного строя России и развязыванию войны". Дело расследует УФСБ по Нижегородской области.
Одновременно в Верховном Суде Ингушетии продолжается процесс по жалобе прокуратуры РИ о признания "разжигающими национальную рознь, содействующими осуществлению экстремистской деятельности, выражающейся в осуждении и дискредитации деятельности правоохранительных органов и оправдании действий НВФ, действующих на территории Чеченской Республики" информационных материалов Регионального общественного движения "Чеченский комитет национального спасения". ЧКНС - правозащитная организация, регулярно публикующая информацию о ситуации с правами человека в Чечне.
По нашему мнению, перечисленные выше эпизоды свидетельствуют о начале спланированной атаки российских властей на неподконтрольные Кремлю СМИ и организации, распространяющие независимую информацию о ситуации в Чечне. Налицо попытка федеральной стороны установить еще более плотную информационную блокаду вокруг зоны вооруженного конфликта.
Упомянутые "экстремистские" дела, инициируемые административными органами и органами прокуратуры, высвечивают, как минимум, две чрезвычайно опасные для общества тенденции. Первая выражается в блокировании любых попыток начать в России широкую общественную дискуссию о путях и возможностях политического урегулирования вооруженного конфликта в Чечне. Эта цель достигается ограничением граждан в доступе к информации обо всех мирных инициативах противоборствующей стороны. Такая информация априорно объявляется пропагандой экстремизма, а лица и организации, ее распространяющие, подвергаются угрозе уголовного преследования.
Вторая тенденция выражается в попытке криминализировать любую критику действий российских властей и вооруженных сил в Чечне, объявив ее "содействием экстремизму". По сути, речь идет о возвращении в явочном порядке практики знаменитой "диссидентской" статьи 70 УК РСФСР - антисоветская агитация и пропаганда, с тою лишь разницей, что термин "антисоветская" заменяется на "антироссийская" или "экстремистская". По мнению ингушской прокуратуры, содействие экстремистской деятельности, осуществляемое ЧКНС, выражается "в осуждении и дискредитации деятельности правоохранительных органов (...), действующих на территории Чеченской Республики". А прокуратура Нижегородской области в лице помощника прокурора Константина Моисеева усматривает криминал в том, что в газете имеет место "негативное отображение политики Российского Правительства и действий Российских Вооруженных сил на территории Чечни". В официальном комментарии, данном телекомпании НТР, он восклицает: "Исходя из статей газеты, можно сделать вывод, что российские войска занимаются произволом, непосредственно грабят и убивают местных жителей!".
Итак, налицо желание Кремля заткнуть рот тем, кто не разделяет державного оптимизма по поводу налаживания в Чечне "мирной жизни" и доносит до соотечественников и мирового сообщества информацию о военных преступлениях, совершаемых на Северном Кавказе. Налицо желание пресечь любые попытки даже заговорить о возможности мирных переговоров.
Перед лицом этих угроз мы призываем журналистское и правозащитное сообщества проявить максимум солидарности и максимум твердости в отстаивании фундаментального права "искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ" (ст.19 Всеобщей Декларации Прав Человека), права иметь и публично выражать собственное мнение, если даже оно не совпадает с мнением самого главного кремлевского чиновника. Необходимо понимать, что нынешние атаки на независимые издания и организации - лишь пробный камень с целью прощупать реакцию общества. Успех этих попыток будет означать, что в стране в полном объеме восстановлена политическая цензура.
Исполнительный директор Станислав Дмитриевский
Главный редактор Станислав Дмитриевский.
Выпускающий редактор Татьяна Банина.
Опубликовано 9 февраля 2005 года