Англия приняла Басаева без помех

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На минувшей неделе британский Четвертый телеканал наделал шуму, показав в своей вечерней программе новостей репортаж, в который были включены фрагменты эксклюзивного интервью с Шамилем Басаевым. Предваряя репортаж, ведущий программы новостей Джон Сноу сказал: "Российское правительство попросило британские власти вмешаться и не допустить показа этого материала. Наша программа понимает, что зрители с негодованием воспримут взгляды Басаева. Но мы считаем, что существует общественный интерес к тому, чтобы понять то рациональное зерно, которое могло побудить его пойти на убийство детей в Беслане".
 
Корреспондент Четвертого канала Джонатан Миллер подробно рассказал о том, как было получено интервью с Басаевым. Выяснилось, что вся эта идея возникла еще несколько месяцев назад, когда, как сказал Миллер, в Беслане еще тлели остатки школьного здания. "Мы хотели спросить у него - зачем? Как могло убийство детей помочь его делу?"

Затем он пояснил, что посредником в организации интервью выступил неназванный "источник" в Западной Европе, который получил список вопросов от телекомпании и передал его по своим каналам Басаеву в Чечню. По словам корреспондента, тот записал свое интервью на три лазерных диска, и в конце концов они были переданы на прошлой неделе Четвертому каналу в одной из стран Ближнего Востока.

Басаев, сидевший на фоне черного флага с надписью на арабском, гласившей: "Нет другого Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его", откровенно признался, что первоначально у него был план захватить две школы в Москве или Санкт-Петербурге, но из-за нехватки денег его людям пришлось довольствоваться Бесланом. Далее он заявил, что "испытал шок" от того, что произошло в Беслане, и что по-прежнему не может от этого шока оправиться. "Я не ожидал такой жестокости от руководства Русни", - сказал он, сваливая всю вину за гибель людей в Беслане на Москву. Он утверждал, что никак не ожидал, что спецназовцы начнут штурм школы.

Басаев в майке, на которой было написано большими буквами "Антитеррор", сказал, что его люди готовы осуществить новые террористические акции. "Мы планируем проведение новых операций наподобие той, которая произошла в Беслане, потому что мы вынуждены делать это, - утверждал он. - Наши люди исчезают каждый день. Бесследно исчезают наши молодые девушки. Они могут забрать любого. Чтобы остановить этот хаос, мы должны отвечать в том же духе. Мы планируем новые операции и будем их проводить в будущем".

Басаев мимоходом предложил начать переговоры с Россией, но при условии, что из республики будут безоговорочно выведены все федеральные войска. По выражению его лица было видно, что он не ожидает никакой реакции от Москвы на этот счет. Он также пригрозил, что конфликт в Чечне может распространиться на Россию и даже на всю Европу.

Надо признать, что под конец своего интервью Басаев начал говорить совсем странные вещи и сравнивать своих врагов с обезьянами, а себя и своих последователей - с избранниками божьими. "В мире идет война, война между потомками обезьян, о которых писал ваш Дарвин, и потомками Адама и Евы, чтобы поставить зверей на свои места", - сказал он.

После показа репортажа ведущий программы Джон Сноу сообщил, что Четвертый канал предложил посольству России в Великобритании и представителям российского правительства в Москве выступить в программе, но, по его словам, никто из них не согласился. Он также информировал о том, что МИД России выразил протест по поводу показа интервью с Басаевым.

Так зачем понадобилось Четвертому каналу показывать интервью с Басаевым? Я бы хотел сразу же предупредить, что, хотя официально Лондон не критикует Москву за ее политику в Чечне, в журналистской среде время от времени по российскому правительству производятся залпы. Здешних экспертов удивляет, что Москва не пытается начать диалог с так называемыми "умеренными силами оппозиции", чтобы изолировать и нейтрализовать таких людей, как Басаев. Все-таки у британцев есть опыт ведения дел с террористическими группами в Северной Ирландии, и здесь все понимают, что на каком-то этапе все равно придется с ними разговаривать.

Чтобы узнать из первых рук, как отнеслось британское правительство к показу интервью Басаева, я обратился за разъяснением в канцелярию премьер-министра Тони Блэра. Там мне, правда, сказали, что у них никаких комментариев на этот счет нет, и посоветовали обратиться в британский МИД.

В МИДе были более отзывчивы. "Британское правительство, - заявил представитель Форин офиса, - абсолютно и безоговорочно осуждает причастность Шамиля Басаева к террористической деятельности. Но решение показать это интервью принималось самой телекомпанией, и оно не имеет ничего общего с правительством. Мы осуждаем любую террористическую деятельность. То, что произошло в Беслане, представляет собой необычайную жестокость".

Как заявил корреспонденту "Новой" видный британский политолог Мартин Макоули, в своем интервью Шамиль Басаев явно попытался предстать не просто как чеченский полевой командир, а как представитель всемирного джихада. На вопрос, как он относится к самому показу этого интервью по британскому телевидению, Макоули сказал: "Я, конечно, понимаю недовольство Москвы. Но в наш век бурного развития телекоммуникаций уже бесполезно сетовать на то, что разного рода террористы пользуются телевидением и интернетом для проталкивания своих взглядов. С этим ничего не поделаешь. Единственный путь - это поиск мирных путей урегулирования конфликтов. Без переговоров в той или иной форме с терроризмом покончить невозможно. Мы извлекли этот урок из событий в Северной Ирландии".
 
Александр Некрасов

Опубликовано 7 февраля 2005 года

источник: "Новая газета"