Конец катарского ига
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера была проведена операция по возвращению на родину двух сотрудников российских спецслужб, признанных катарским судом виновными в убийстве чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева. Россия и Катар наконец-таки подписали соглашение о передаче заключенных, работа над которым велась последние полгода. Поздно вечером самолет ГТК "Россия" доставил катарских узников из Дохи во Внуково. Ближайшее время они проведут в российской тюрьме.
О том, что осужденные россияне отправляются в Москву, катарское госинформагентство сообщило, когда сотрудники спецслужб уже летели в Москву. "Государство Катар согласилось на просьбу российского правительства передать двоих граждан России для отбывания в российской тюрьме остающегося срока по приговору катарского суда. Согласие было дано в соответствии с соглашением, заключенным двумя государствами на основании правил и законов, применимых к данному случаю",- заявил агентству источник в МИД эмирата. Это означало, что сделка, к которой Россия и Катар готовились несколько месяцев, наконец состоялась. Несколько часов спустя факт возвращения россиян подтвердила администрация президента РФ. В этот момент агенты, имена которых все это время были известны лишь в арабской транскрипции - Анатолий Белашков и Василий Бокчов, уже спускались по трапу во Внуково.
Еще летом Москва и Доха договорились, что приговоренных к пожизненному заключению россиян перевезут в Москву - ради этого в Катаре была даже принята новая редакция уголовного кодекса, позволяющая передавать заключенных на родину. Уговаривать катарцев в Доху не раз летал секретарь Совбеза РФ Игорь Иванов. Последним препятствием было отсутствие двустороннего соглашения, подробно описывающего процедуру этой передачи. Еще полтора месяца назад Ъ стало известно, что этот документ согласован и поэтому возвращения россиян можно ждать со дня на день (см. Ъ от 4 ноября).
Не совсем ясным оставалось лишь то, удастся ли российским юристам сформулировать это соглашение так, чтобы на законных основаниях освободить осужденных. Источники Ъ в минюсте Катара утверждали, что для них это принципиальный вопрос и они не допустят, чтобы приговоренные к пожизненному заключению сотрудники спецслужб немедленно вышли в России на свободу. Судя по вчерашнему заявлению представителя МИД Катара, им удалось добиться своего и в соответствии с двусторонним соглашением россиянам все же придется некоторое время просидеть в тюрьме, хотя и на родине.
Российские адвокаты из адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", защищавшие агентов на суде в Дохе, вчера отключили свои телефоны и не шли на контакт. Их катарский коллега Мохсен ас-Сувейди, который формально возглавлял защиту россиян, узнал о том, что катарские власти отпустили его бывших подзащитных, от корреспондента Ъ. По словам господина ас-Сувейди, подобное решение не было для него сюрпризом, поскольку еще с октября в Катаре вступила в силу новая редакция уголовного кодекса, позволявшая передавать осужденного-иностранца для отбывания наказания на его родину.
Катарский юрист признался Ъ, что в последний раз был у своих подзащитных в августе - уже после того, как апелляция по их делу была отклонена. С этого момента и российским представителям разрешили навещать осужденных в тюрьме, и от услуг господина ас-Сувейди отказались. По словам адвоката, он знал, что российские власти ведут напряженные переговоры по поводу перевода россиян на родину, однако его никогда не посвящали в какие-либо подробности.
Катарский адвокат долго благодарил корреспондента Ъ за хорошие новости и заявил, что очень рад, что дело наконец закончилось.
Михаил Зыгарь
Опубликовано 24 декабря 2004 года
"Где они будут отбывать наказание, значения не имеет"
Вдова экс-президента Ичкерии Малика Яндарбиева заявила корреспонденту Ъ Мусе Ъ-Мурадову, что ей безразлично, где будут отбывать наказание убийцы ее мужа.
- Как вы отнеслись к решению Катара выдать россиян, осужденных за убийство вашего мужа?
- Моего мужа убили сотрудники российских спецслужб - они в этом признались, за это их осудили, это подтвердило следствие, по итогам которого и был вынесен приговор. А где и каким образом они будут отбывать наказание, по большому счету значения не имеет. Я верю, что преступникам придется ответить перед Всевышним.
- Намерены ли вы предъявлять России какие-то иски с требованием возмещения ущерба?
- Сегодняшняя Россия вряд ли способна отвечать за то, что она сделала и продолжает делать в Чечне. Но я верю, что Аллах заставит все это возместить. Единственное, на что я рассчитываю,- что мировое общественное мнение даст соответствующую оценку действиям российских спецслужб. Пусть весь мир знает, какие методы использует Россия.
Как отпускали советских разведчиков
21 июня 1957 года в Нью-Йорке в результате предательства радиста арестован советский разведчик Рудольф Абель (Уильям Фишер). 14 октября начался открытый процесс. Разведчик приговорен к 30 годам тюрьмы, отбывал срок в федеральной тюрьме в Атланте. 10 февраля 1960 года на мосту Глинкер под Берлином Абель обменян на пилота сбитого 1 мая 1960 года над Свердловском шпионского самолета США U-2 Гарри Пауэрса.
В январе 1960 года в Лондоне арестованы советский резидент-нелегал Гордон Лонсдейл (Конон Молодый) и его агенты - супруги Питер и Хелен Крогеры (Моррис и Леонтина Коэн). 13 марта 1961 года начался суд, 22 марта вынесен приговор: Молодый получил 25, Крогеры - по 15 лет тюрьмы. 23 апреля 1964 года Молодый обменян на британского разведчика Гревила Винна, арестованного в Москве. 23 сентября 1969 года королевой Великобритании подписан указ о помиловании Питера и Хелены Крогер. Супруги выданы СССР в обмен на арестованного в 1965 году в Советском Союзе британского разведчика Джеральда Брука и двоих англичан-наркоторговцев.
12 мая 1976 года в Токио при получении микропленки от агента арестован офицер ГРУ Александр Мачехин. Разведчик отказался сотрудничать с японцами, а СССР пригрозил "серьезными осложнениями" в отношениях между странами. 22 мая Мачехин был освобожден и вернулся в СССР.
20 мая 1978 года в штате Нью-Джерси при выемке контейнера из тайника задержаны работавшие в структурах ООН сотрудники первого главного управления КГБ Владимир Зинякин, Рудольф Черняев и Вальдик Энгер. Зинякин отпущен как обладавший дипиммунитетом. Энгер и Черняев 23 октября 1978 года получили по 50 лет тюрьмы. 27 апреля 1979 года они обменяны на группу диссидентов, которых власти СССР освободили из тюрем и выпустили за рубеж.
Кроме того, 22 мая 1996 года в Торонто задержаны агенты российской разведки Иан и Лори Ламберт (Дмитрий и Елена Ольшанские). Провал произошел после развода нелегалов, когда Дмитрий рассказал правду о своей работе любовнице-канадке. 7 июня суд постановил депортировать их в Россию.