Кто сыграет в Масхадова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В конце прошлого года "МН" (см. N 49, 2004) сообщили: Москва и ПАСЕ готовятся к межчеченским переговорам. Известно было немного: российские власти и Европарламент пришли к пониманию - необходим диалог между чеченскими представителями из разных лагерей. Списки участников держатся в секрете, они не окончательны.

И вот на днях Константин Косачев, глава думского Комитета по международным делам, сообщил, что круглый стол состоится 3 марта в Москве. "МН" стало известно, что знаковые фигуры Ичкерии исключены из списка - нет ни Масхадова, ни Закаева, ни министра иностранных дел Ильяса Ахмадова, который, по некоторым данным, рассматривался Москвой в качестве участника.

В переговорах, как сообщил наш источник из МВД Чечни, примут участие официальные представители республики, а противную сторону представят депутаты ичкерийского парламента масхадовского (1997 года) созыва. Недавно они выехали в Страсбург, где с их участием решаются оргвопросы, связанные с московской встречей. Также в работе круглого стола планируется участие до 30 депутатов ПАСЕ. Таков регламент будущих переговоров.

Но есть и интрига. Пребывание депутатов ичкерийского парламента в Страсбурге оплачивает чеченский бизнесмен Малик Сайдуллаев. Об этом сообщили ичкерийские сайты, не вдаваясь в подробности, зачем бизнесмену понадобилось тратить деньги на депутатов бывшего парламента. Эту информацию подтвердил собеседник "МН" из числа московских чеченцев. По его словам, сначала честь оплатить расходы бывших депутатов была оказана Умару Джабраилову, сенатору от Чечни. Он сумел отказаться, для чего ему даже пришлось привлечь на свою сторону одного из высокопоставленных чиновников кремлевской администрации. После этого со схожей просьбой якобы обратились к Сайдуллаеву, который от предложения отказаться не смог.

За разъяснениями "МН" обратились к самому бизнесмену. Малик Сайдуллаев, хозяин группы компаний "Милан", уже давно избегает общения с российскими журналистами. Сказываются обиды: во время прошлых предвыборных кампаний, когда чеченский политик баллотировался в президенты Чечни, российские СМИ, по словам его пресс-секретаря, вольно трактовали высказывания кандидата. Для "МН" Сайдуллаев сделал исключение. Он с интересом выслушал версию об оплате пребывания депутатов в Страсбурге - но не подтвердил. По словам Сайдуллаева, он впервые от корреспондента слышит новость о будущих переговорах.

- А если окажется, что вы действительно участвуете в финансировании переговоров? Зачем же это скрывать?

- Скажете, что подлец, наврал, - ответил Сайдуллаев.

В самом деле, имеет ли значение, кто финансирует (и финансирует ли вообще) депутатов, живущих в ожидании переговоров в Страсбурге? Однако это та самая изнанка, которая позволяет понять, какое лицо у продаваемого товара - в данном случае, такого неординарного события, как межчеченские переговоры.

Предполагается, что у переговорщиков должна быть независимая позиция. А какая независимость, если расходы оплачивает кто-то с подачи официальных российских властей?

Возникает также и другой вопрос, уже непосредственно связанный с круглым столом. Понятно, что российская сторона отмела Масхадова, Закаева, Ахмадова - как объявленных в розыск в качестве террористов. Но будут ли договоренности, достигнутые на круглом столе, приняты к исполнению теми, кто устраивает теракты на территории России? Если не это тема для переговоров, тогда - что именно?

И здесь мы можем столкнуться с еще одним сюрпризом. В качестве козырного туза на переговорах вполне может выступить бывший вице-президент Ичкерии Ваха Арсанов, о поимке которого сейчас ходит множество слухов. По сведениям "МН", во второй военной кампании Арсанов участия не принимал: с ее начала жил в Грузии, затем в Ингушетии, а последние годы - в родовом селе Ахмада Кадырова Центорое. Со старшим Кадыровым его связывали теплые отношения. В свое время муфтий Кадыров рассказывал корреспонденту "МН" о том, что Арсанов выделил муфтияту четыре автомобиля "Жигули", которые пришлись как нельзя кстати. Позже, будучи президентом, Кадыров в частном разговоре с корреспондентом признавался, что ходатайствует перед федеральным центром об амнистии Арсанова. Спустя время после этого разговора бывший вице-президент выступил с предложением провести мирные переговоры с Москвой.

Кадыров погиб, а Ваха Арсанов, по нашим данным, продолжал пребывать в Центорое. Рискнем предположить - в ожидании дня "Х", когда окажутся востребованы его услуги в качестве замены Масхадова.

Санобар Шерматова

Опубликовано 21 января 2005 года

источник: Газета "Московские новости"