Ваху Арсанова готовят к торжественной сдаче

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера стало известно о том, что чеченские омоновцы задержали в Грозном бывшего вице-президента Ичкерии Ваху Арсанова. Впрочем, не исключено, что господин Арсанов мог сдаться добровольно, так как, по словам знающих людей, "все равно никакого участия во второй войне не принимал".

Сами омоновцы о задержании господина Арсанова вчера говорили уклончиво. Трубку мобильного телефона командира ОМОНа Артура Ахмадова взял его помощник, который представился Зелимханом: "Да, я слышал о задержании Арсанова в поселке 15-го молсовхоза (родное село господина Арсанова.- Ъ), но ничего конкретного пока сказать вам не могу. Узнаете потом".

Менее скрытными на этот раз оказались сотрудники чеченского УФСБ. Заместитель начальника управления Александр Потапов подтвердил, что Ваху Арсанова действительно задержали. Это, по словам чекиста, произошло 14 января в грозненском районе Черноречье на одной из городских квартир. "Задержание проводили сотрудники чеченского ОМОНа, и, по нашим сведениям, операция прошла совершенно бескровно",- заявил господин Потапов. Сообщать о деталях операции он не стал: "Могу вам сказать только, что омоновцы сработали очень четко. Арсанова взяли за ужином, когда он доедал последний голубец". При этом Александр Попов пояснил, что, по его данным, бывший вице-президент Ичкерии чист перед законом. "Я нахожусь в Чечне всю войну,- заявил Ъ замначальника УФСБ,- и не помню никаких фактов боестолкновений или террористических акций, с которыми бы связывали фамилию Арсанова".

Но в первую чеченскую кампанию полевой командир Арсанов действительно был весьма заметной фигурой. В январе 1997 года он был избран вице-президентом республики. Считалось, что именно горец Арсанов привлек на сторону выходца с равнин Масхадова голоса горных жителей. При этом умеренный Арсанов стал хорошим противовесом другому влиятельному горцу - радикалу Шамилю Басаеву. Однако сработаться с президентом Масхадовым его заместитель так и не сумел. Ваха Арсанов считал, что способен на большее, чем быть просто куратором сельского хозяйства или исполнителем разовых поручений. "У меня меньше полномочий, чем у жены президента",- жаловался вице-президент. Он хотел получить контроль над силовыми структурами, обещая покончить с преступностью. Но амбиции своего заместителя Аслан Масхадов рассматривал как покушение на свою личную власть и все больше отдалял его от себя. В результате Ваха Арсанов стал покровительствовать оппозиционерам. В том числе таким одиозным фигурам, как Арби Бараев, который при каждом удобном случае демонстрировал свою независимость от официальных ичкерийских властей. В 1998 году в Гудермесе отряды Бараева даже напали на президентских гвардейцев из отряда Сулима Ямадаева. Бараевцы тогда потеряли около 100 человек убитыми, и от полного уничтожения их спас именно Ваха Арсанов.

После этого отношения между президентом и вице-президентом окончательно испортились. Пока Аслан Масхадов пытался навести в республике хоть какой-то порядок, его заместитель приблизил к себе не только Бараева, но и других полевых командиров, которые разворовывали нефть и похищали людей. Большинство похищенных бандиты прятали как раз в поселке 15-го молсовхоза, где жил вице-президент. Так, по оперативным данным, именно там содержался полпред президента России Валентин Власов, за которого был заплачен самый большой выкуп - $7 млн.

Весной 1999 года вице-президент окончательно рассорил своего босса с Москвой: в отместку за то, что его с ичкерийским паспортом не выпустили за границу, Арсанов в 24 часа выслал из Грозного всех работников представительства правительства России.

Летом 1999 года, примерно за полтора месяца до начала второй войны, Ваха Арсанов неожиданно исчез из республики. По некоторым сведениям, вице-президент Ичкерии переправился в Грузию, где лечил позвоночник. Однако у сторонников президента Масхадова было другое объяснение странному исчезновению Арсанова. "Он просто убежал от войны и фактически самоустранился от исполнения своих обязанностей",- пояснил Ъ представитель Аслана Масхадова Усман Ферзаули. Господин Ферзаули утверждает, что именно за это президент Ичкерии в декабре 2001 года уволил своего заместителя. "За всю вторую войну,- заявил Усман Ферзаули,- Арсанов не сделал ни одного выстрела, поэтому его и ловить-то не за что".

Однако господин Арсанов мог сдаться добровольно, как до него это сделал бывший министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев. На вопрос о том, так ли это, замначальника чеченского УФСБ Александр Потапов ответил уклончиво:" Не знаю, через пару дней все узнаете. Могу вам только сообщить, что Арсанов в настоящее время находится у Рамзана Кадырова".

Для чеченских властей факт добровольной сдачи Вахи Арсанова был бы, конечно, предпочтительнее. После сдачи Магомеда Хамбиева в окружении Масхадова не осталось ни одного человека, занимавшего такую высокую должность, и покаянное заявление вице-президента Ичкерии для нынешних властей Чечни было бы настоящим подарком. Возможно, такой подарок сейчас и готовится. Иначе зачем бы чеченские власти молчали о поимке второго человека в ичкерийском руководстве, когда даже о пленении мелких полевых командиров тут же с гордостью сообщается на всю страну?

Муса Мурадов

Опубликовано 17 января 2005 года

источник: ИД "Коммерсантъ"