Чеченские беженцы под австрийским зонтиком

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Чеченцам не очень повезло с маленьким клочком земли, затерявшемся на огромном земном шаре. Россия - вечный претендент на этот участок, веками не способная найти иного решения вопроса взаимоотношений с Чечней, кроме военного. Один из итогов этого противостояния - массовый исход людей из зоны конфликта. В том числе и в Европу, которая при взгляде с кровоточащего Кавказа представляется большинству земным раем. Но для того, чтобы понять, все ли так замечательно в Европе, как это может показаться на первый взгляд, мало прокатиться по ней в качестве туриста. Турист получит представление о парадном фасаде европейского дома, не более. Чтобы понять, что происходит за этим фасадом, лучше всего "сдаться на милость" европейской демократии.

Уже шестой год Чечня является зоной проведения российской военной машиной изощренных опытов над населением республики. Европа равнодушна. Потому не приходится удивляться, что и тема чеченских беженцев в Европе никогда не относилась к числу приоритетных.

Конечно, люди, спасшиеся от войны, часто не обращают внимания на возникающие трудности первоначального этапа жизни на новом месте. Главное - не бомбят и нет больше бессонных ночей в ожидании незваных гостей. Именно так большинство чеченцев, оказавшихся в Австрии, поначалу воспринимает свои новые проблемы.

Система приема и размещения беженцев в Австрии имеет много общего с практикой других европейских стран. Здесь государственное миграционное ведомство - "Bundesasylamt", заключает договоры на поселение с владельцами частных пансионатов и гостиниц. Проблемы возникают вследствие отсутствия должного контроля со стороны государства. Договор подписан, но хозяева частенько не очень добросовестно исполняют свои обязанности. Владельцы жилых помещений, получающие средства не только на проживание беженцев, но и на их питание, легко получают возможность использовать деньги на свое усмотрение.

"Контроль" над арендодателями осуществляется разве что "для галочки". Где-то раз в год арендодатели "отчитываются" перед арендатором (то есть, государством) о содержании беженцев и своих взаимоотношениях с ними. Не трудно догадаться, что картинка при этом рисуется самая радужная, но далеко не всегда соответствующая действительности. Более того, хозяева пансионатов часто используют подобные собрания для "наезда" на беженцев и усмирения недовольных. Так, хозяйка пансионата "Лакнер-Кох" (Lackner-Koch), расположенного в местечке Бад Глейхенберг (Bad Gleichenberg) неподалеку от городка Фельдбах (Feldbach) (земля Штайермарк (Steiermark), постоянно обзывала чеченских беженцев "свиньями на выпасе", а потому и кормить их собиралась соответственно этому определению. Разве можно рассчитывать, что сообщения о подобных взаимоотношениях появятся в официальных отчетах? Не появится в них и сообщение о том, что хозяева пансионата "Райдендорф" (Reidendorf), расположенного в окрестностях города Роербах (Rohrbach) (земля Оберестеррайх (Oberosterreich), растягивают суточный паек беженцев на несколько недель, а то и на целый месяц. Рацион составляет:

1. 750 гр. джема подешевле на всю семью на месяц независимо от количества членов семьи (двое или десять);
2. 1 кг сахара на девять дней на семью;
3. 250 гр. сливочного масла, которое более напоминает маргарин "Солнышко" советских времен на одну семью на семь дней.

На завтрак каждый беженец получает одну или две несладкие булочки. На обед - вареная картошка с одной сосиской (очень редко дают две). На ужин - стакан молока (без права просить добавки) с одной булочкой. Кстати, картофель - один из самых дешевых продуктов питания в Австрии. 10 кг можно купить за 1,3 евро. Хозяева же и на него скупятся. Многие беженцы свидетельствуют, что для приготовления еды для беженцев часто используются продукты с просроченным сроком хранения. В большинстве пансионатов (точнее, почти в каждом) государство арендует первые этажи под дома престарелых. Есть факты, когда рацион беженцев составляют остатки пищи стариков. Именно такая ситуация сложилась в пансионате "Литцельсдорф" (Litzelsdorf), расположенном в городе Оберварт (Oberwart)  (земля Бургенлэнд (Burgenland). Но европейская демократия предпочитает помалкивать о таких фактах, ибо ее "репутация" может пострадать.

По разным оценкам, Австрия выделяет от 18 до 22 евро на суточное содержание одного беженца. Так ли это на самом деле, выяснить крайне затруднительно. Интерес по поводу выделения денежных средств наталкивается либо на глухую стену молчания, либо на невнятные разъяснения тех, кто должен бы по долгу службы решительно защищать права беженцев. Но юристы и правозащитники и в Европе разные. Есть и такие, кого положение дел в Чечне волнует больше, чем некоторых чеченцев, за что им низкий поклон. Но, видимо, и им крайне сложно изменить положение дел.

А оно таково: в реальности владельцы пансионатов и гостиниц расходуют на питание беженцев от 1,5 до 4 евро в сутки. Наблюдается диспропорция между заявленными суммами и реальными расходами, которые позволяют себе добропорядочные европейцы.      

Но никто и никогда не пытался спросить самих беженцев о том, как им живется. Так, однажды в пансионат, где сейчас обитает моя семья, приехали правозащитники из Ассоциации по правам человека из городка Сант Пёльтен (St. Polten) (земля Найдерестеррайх (Niederosterreich). Им был задан невинный вопрос: могут ли они посодействовать моей семье в получении чеков на бесплатное получение одежды. На дворе - зима, а дети вынуждены ходить в школу без теплых вещей. Ответ был прост: "Это не в нашей компетенции. Другие вопросы есть?" Вопросы, конечно, были. Но, получив такой ответ, желание задавать их куда-то пропало. Великий Станиславский как-то сказал: "Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого". Если перефразировать это изречение, то "свобода правозащитника кончается там, где начинается свобода социального работника"!

Вопрос выделения и получения "чеков" на одежду или самих вещей на этапе рассмотрения вопроса о предоставлении статуса - одна из наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются беженцы. За решение этих вопросов отвечает руководитель отдела социального обеспечения, который существует в каждой из австрийских земель. И он решает "социальные" вопросы, ориентируясь "на свое усмотрение".

Проблема современной демократии, на мой взгляд, состоит в том, что Европа далеко не последовательна в приверженности тем самым принципам приоритета прав личности, которые она неустанно декларирует. Австрия, на первый взгляд, кажется одной из наиболее позитивно настроенных в отношении беженцев европейских стран. Хотя, если бы кто-либо осмелился рассказать миру о том, как в действительности обстоят здесь дела в этой области, то, весьма вероятно, у соответствующих комитетов ООН возникли бы не очень удобные вопросы. Однако "сор из избы" лучше не выносить, и отдельные "несущественные" недостатки легче не замечать. Видимо, именно такова логика австрийского официоза.

Аднан Ибрагимов

Опубликовано 6 января 2005 года

источник: Общество российско-чеченской дружбы